Чем регламентируется процесс
Процедура оформления новых кадров регламентируется целой системой нормативно-правовых актов. К основным из них можно отнести следующие официальные документы:
- Трудовой кодекс РФ,
- КоАП РФ,
- Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 01.04.1996 № 27-ФЗ и т.д.
Внимание! Приведенный выше перечень не является исчерпывающим. В данной сфере также действует большое количество различных подзаконных актов и рекомендательных писем различных государственных ведомств.
Пошаговая инструкция
Прием на работу можно описать в виде определенного процесса, который включает в себя следующие последовательные этапы:
- Составление работником заявления и подготовка необходимого пакета документов.
- Дача сотрудником согласия на обработку персональных данных.
- Прохождение медосмотра сотрудником (при необходимости).
- Проверка работодателем документов, представленных новым сотрудником.
- Если все в порядке, то следующим этапом будет документальное оформление приема на работу – подготовка и подписание трудового договора, соглашения о материальной ответственности (при необходимости), издание приказа о зачислении нового человека на соответствующую должность и т.д.
- Если новый сотрудник в прошлом находился на государственной службе, то при его приеме на работу в адрес предыдущего работодателя должно быть направлено соответствующее уведомление.
- Подготовка бланка со сведениями о гражданине, который по закону подлежит воинскому учету.
- Ознакомление нового работника со всеми документами под роспись.
- Проведение необходимых инструктажей.
- Создание и ведение личного дела на принятого в организацию нового сотрудника.
Заявление о приеме на работу
Согласно установленному порядку лицо, желающее устроиться на новое рабочее место, должно представить работодателю соответствующее заявление.
Бланки: Бланк заявления о приеме на работуФорма такого документа законодательно не закреплена. Однако в его содержание обязательно должны быть включены следующие сведения:
- «шапка» документа – здесь указывается название организации и ФИО ее руководителя, а также имя заявителя,
- название документа (размещается по центру),
- просьба о приеме на работу с указанием должности, которую намерен занять заявитель, и точной датой выхода,
- дата составления заявления и подпись.
СПРАВКА. В некоторых организациях разработаны собственные образцы заявлений о приеме на работу. В этом случае нужно использовать утвержденный шаблон. Если же его нету, то новому работнику заявление следует подготовить в произвольной форме на бумаге формата А4.
В соответствии со ст. 65 ТК РФ к заявлению также должны быть приложены следующие документы:
- паспорт,
- трудовая книжка (при наличии),
- СНИЛС,
- документы воинского учета (в случаях, когда это необходимо),
- диплом,
- справка о наличии/отсутствии судимости (в случаях, когда это необходимо).
Согласие на обработку персональных данных
В соответствии с положениями закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ обработка персональных данных допускается только при наличии письменного согласия владельца этих сведений.
В связи с этим при приеме на работу нового сотрудника, работодатель должен получить его согласие на обработку личных сведений. Оно оформляется в виде специального бланка и должно содержать такую информацию (п. 4 ст. 9 закона РФ № 152-ФЗ):
- ФИО и реквизиты паспорта нового сотрудника,
- ФИО и адрес оператора (работодателя), принимающего согласие на работу с персональной информацией,
- цель получения таких данных,
- полный перечень персональной информации,
- название и ФИО лица, осуществляющего обработку личных сведений сотрудника,
- перечень действий, которые будут производиться с персональными данными,
- срок действия согласия,
- подпись работника.
ВАЖНО. С 1 сентября 2021 года, в России начнет действовать Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18. В этом документе прописаны новые требования, предъявляемые к письменному согласию на обработку персональных данных, которое должен дать сотрудник, принимаемый на работу.
Медосмотр
В случаях, установленных законом, при приеме на работу отдельные категории сотрудников должны пройти медицинскую комиссию и представить работодателю подтверждающий документ – медицинскую справку или книжку.
Согласно положениям ТК РФ перед трудоустройством пройти медосмотр должны следующие категории работников:
- в возрасте до 18 лет,
- желающие трудоустроиться на должность с вредными и опасными условиями,
- поступающие на работу в пищевую промышленность, общественное питание, в медицинское учреждение, в детские учреждения и т.д.,
- если их будущее рабочее место находится на территории Крайнего Севера или местности, приравненной к ней,
- спортсмены.
Работодатель обязан самостоятельно направить работника на прохождение медосмотра в случаях, когда это необходимо. Для этого оформляется соответствующий бланк-направление на медкомиссию.
После прохождения необходимого осмотра, сотрудник должен представить соответствующую справку.
Проверка документов
После того, как кандидат на должность представит все необходимые документы, начинается следующий этап – проверка бумаг нового сотрудника.
Как правило, такая процедура осуществляется кадровой службой компании. Проверка документов производится по следующим направлениям:
- полнота состава представленных бумаг,
- достоверность и подлинность документов,
- некоторые компании направляют запрос предыдущему работодателю для получения полной картины и представления о профессиональном уровне и личных характеристиках нового сотрудника .
По итогу данного этапа выносится окончательное решение о зачислении на должность или отклонении кандидата.
Анкета (по желанию)
Иногда для получения наиболее подробной информации о новом сотруднике, некоторые работодатели предлагают заполнить специальную анкету.
По закону заполнение такого документа является обязательным условием только для лиц, желающих трудоустроиться на государственную или муниципальную службу. В этом случае используется бланк, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.
Во всех иных ситуациях, заполнение такой анкеты производится по желанию.
Трудовой договор
При приеме на работу нового работника, с ним в обязательном порядке должен быть заключен трудовой договор. Правила заключения трудового договора подробно описаны в разделе III ТК РФ. Для такого документа установлены следующие ключевые условия:
- подготавливается в письменном виде,
- в содержание должны быть включены сведения, перечисленные в ст. 57 ТК РФ,
- составляется в 2 экземплярах, один из которых передается сотруднику, а второй остается у работодателя,
- документ в обязательном порядке должен быть подписан обеими сторонами,
- трудовой договор начинается действовать с момента его подписания обеими сторонами,
- может заключаться на неопределенный срок, в отдельных случаях - на период времени до 5 лет (срочный трудовой договор).
Договор о материальной ответственности
В случаях, когда работнику передаются определенные виды имущества организации, с ним должен быть заключен договор о материальной ответственности.
Бланки: Договор о материальной ответственности бухгалтераЭто письменное соглашение, в рамках которого сотрудник обязуется обеспечить полную сохранность вверенных ему активов. Сюда можно отнести:
- денежные средства в кассе,
- материалы на складе и т.д.
Список должностей, с которыми можно заключить такой договор, а также форма документа утверждены постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Если должность сотрудника отсутствует в перечне - заключить с ним договор о полной матответственности нельзя.
Приказ о приеме на работу
В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу нового сотрудника работодатель должен издать соответствующий приказ. Для такого документа утверждена единая форма – № Т-1 (если принимается одно лицо) или № Т-1а (при приеме на работу сразу нескольких человек).
Бланки: Приказ о принятии на работуОднако следует отметить, что работодатель не обязан использовать формы, утвержденные Постанов. Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Компании также вправе применять самостоятельно разработанные бланки такого документа.
Общие правила подготовки приказа о приеме на работу:
- его содержание должно соответствовать условиям, прописанным в трудовом договоре,
- работник должен быть ознакомлен с приказом под роспись,
- при желании сотрудника работодатель обязан предоставить ему копию такого приказа .
Трудовая книжка (электронная или бумажная)
В соответствии с положениями ст. 66 ТК РФ основным документов работника, содержащим сведения о его трудовой деятельности и стаже, является трудовая книжка. Сейчас работник вправе перейти с бумажной формы книжки на электронную. Если он воспользовался свои правом, то на новом месте работодателю предъявляется:
- бумажная трудовая с закрывающей надписью;
- форма СТД-Р (выдает прежний работодатель) или форма СТД-ПФР (выдает ПФР)
Если работник трудоустраивается впервые и бумажной трудовой у него не было, то заводить работодатель её уже не будет. Вместо этого формируется и сдается в ПФР отчет по форме СЗВ-ТД с кодом "ПРИЕМ".
Если работник продолжает использовать бумажную версию трудовой книжки, то она отдается работодателю при трудоустройстве и ведется в обычном режиме (в трудовой делается соответствующая запись, а сама книжка хранится в организации).
СПРАВКА. В настоящее время форма, а также порядок ведения и хранения трудовых книжек регламентируется положениями постановления Правительства № 225. Однако с 1 сентября 2021 года начнет действовать приказ Минтруда РФ от 19.05.2021 № 320н.
Договор о неразглашении коммерческой тайны
Зачастую при приеме на работу нового сотрудника, с ним заключается договор о неразглашении коммерческой тайны.
Бланки: Образец обязательства о неразглашении коммерческой тайныСуть данного документа заключается в том, что работник берет на себя обязательство о неразглашении секретных сведений о компании. Сюда можно отнести такие виды данных, как:
- информация о клиентах и поставщиках,
- используемые уникальные технологии,
- проводимые сделки,
- стратегические планы и т.д.
Коммерческая тайна охраняется законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. В случае нарушения условий договора о неразглашении таких сведений работник может быть привлечен к следующим видам ответственности (п. 1 ст. 14): дисциплинарной, гражданской, административной и даже уголовной.
Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
Если на работу принимается бывший государственный или муниципальный служащий, то здесь у работодателя возникает еще одна обязанность – уведомление бывшего работодателя о приеме в организацию такого сотрудника.
Бланки: Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащегоДанное требование сохраняет свою силу в течение 2 лет с момента увольнения с госслужбы.
Работодатель должен подготовить уведомление (оно составляется в соответствии с порядком, описанным в постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 № 29) и направить его бывшему работодателю до истечения 10 дней.
Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету
Если на работу принимается сотрудник, подлежащий воинскому учету, то в отношении него работодатель должен собрать установленный перечень данных и направить их в адрес военного комиссара.
Данные сведения готовятся по форме, утвержденной в «Методических рекомендациях по ведению…», утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (Приложение № 9).
Такая информация должна быть представлена адресату в течение двух недель.
Ознакомление работника с документами
При приеме в организацию нового человека работодатель должен выполнить еще одно важное условие – ознакомить его с внутренними документами компании. Такая обязанность прописана в ч. 3 ст. 68 ТК РФ.
К локальным документам организации, с которыми должен быть ознакомлен сотрудник, можно отнести:
- правила внутреннего трудового распорядка,
- положение об оплате труда,
- должностная инструкция,
- порядок прохождения аттестации и т.д.
Проведение инструктажей
Об обязанности проведения инструктажей с новыми сотрудниками написано в ст. 225 ТК РФ. Они должны в установленном порядке пройти обучение по охране труда и подтвердить полученные знания.
Порядок проведения инструктажа регламентируется положениями постановления Минтруда РФ 13.01.2003 № 1/29.
СПРАВКА. Компании самостоятельно разрабатывают такие программы, исходя из специфики деятельности и круга должностных обязанностей работника. Без проведения таких инструктажей сотрудник не имеет право приступить к работе.
Личное дело (карточка)
Согласно установленному порядку работодатель обязан заводить на каждого работника личное дело. Оно представляет собой кадровый документ, в котором собираются все сведения о принятом в организацию сотруднике.
Шаблон личной карточки утвержден постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 (Форма № Т-2). Однако его использование не является обязательным условием. Компания может использовать свой бланк.
В личной карточке работника указываются такие сведения:
- общая информация,
- данные о воинском учете,
- сведения о приеме на работу и переводе на другие должности,
- результаты пройденной аттестации,
- информация о повышении квалификации и т.д.
Таким образом, при приеме на работу новых сотрудников, работодатель должен строго следовать законодательно установленному алгоритму действий. При несоблюдении обязательных условий, к нарушителю могут быть применены различные санкции со стороны проверяющих государственных органов.