Нужна ли инвентаризация при смене руководителя
Нет прямого ответа на вопрос о том, нужно ли проводить инвентаризацию при смене руководителя, в каком-либо отдельном законе или постановлении. Однако это не означает, что данный важный аспект законом не урегулирован.
При детальном изучении ТК РФ и закона о бухучете можно сделать следующие выводы:
Инвентаризация позволяет:
- собственникам компании − сделать необходимые выводы о действующей системе контроля за сохранностью имущества и своевременно взыскать с прежнего руководителя причиненный его действиями (бездействием) ущерб;
- новому директору − разграничить сферу ответственности на дату приема-передачи дел в связи со сменой руководства;
- главному бухгалтеру – внести необходимые корректировки в учет и отчетность.
В какие сроки и по какой инструкции проводится инвентаризация при смене руководителя, расскажем в следующих разделах.
Дата инвентаризации при смене руководителя
Срок проведения обязательной инвентаризации при смене руководителя на законодательном уровне не регламентирован. Его устанавливает директор своим приказом – до даты передачи дел новому руководителю.
Статья по теме: Порядок проведения инвентаризацииЕсли прежний директор не издал такой приказ по каким-либо причинам, закон не запрещает прописать сроки и порядок проведения ревизии в решении (распоряжении) собственников компании.
При смене директора, происходящей в плановом порядке (например, при окончании срока контракта с действующим руководителем в конце календарного года), отдельную инвентаризацию обычно не проводят – учитывают итоги обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Если смена директора происходит внезапно, назначают внеплановую инвентаризацию.
Этапы инвентаризационных мероприятий
Инвентаризационные мероприятия проводят по общим правилам, изложенным в Методических указаниях по проведению инвентаризации (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49) с учетом положений ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
В компании может действовать свой порядок приема-передачи дел при смене руководства, в котором в числе обязательных процедур прописано проведение инвентаризации и правила, по которым нужно действовать в такой ситуации.
Результаты и последствия инвентаризации при смене руководителя
Идеальный вариант, когда имущество компании надлежаще сохранено, а данные бухучета совпадают с информацией, полученной при инвентаризации. Сложнее, если выявлены порча и/или недостача активов, а также значительные расхождения итогов ревизии с учетными сведениями. В этом случае потребуются дополнительные действия – нужно установить виновных и взыскать ущерб, причиненный компании.
Статья по теме: Документальное оформление результатов инвентаризацииРешения, принимаемые по результатам инвентаризации при смене руководителя организации, могут затронуть не только рядовых сотрудников (материально ответственных лиц), но и прежнего директора – он несет материальную ответственность:
- за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им компании;
- за ущерб, возникший у компании в результате возмещения ущерба иным лицам.
Если инвентаризацию не провести, то в случае утраты товарно-материальных ценностей будет затруднительно доказать, что она произошла в период полномочий конкретного руководителя, и взыскать с него убытки.
Итоги
Трудовое и бухгалтерское законодательство отвечает положительно на вопрос о том, нужна ли инвентаризация при смене руководителя. Проводится она по общим правилам инвентаризационной комиссией в сроки, установленные приказом директора или решением собственников.