Инвентаризация при смене руководителя

15.06.2023
0
Инвентаризация при смене руководителя – процедура, важная для всех заинтересованных лиц: учредителей, нового директора и главного бухгалтера. Обязательна ли она по закону и по каким правилам проводится, расскажем в статье.

Нужна ли инвентаризация при смене руководителя

Нет прямого ответа на вопрос о том, нужно ли проводить инвентаризацию при смене руководителя, в каком-либо отдельном законе или постановлении. Однако это не означает, что данный важный аспект законом не урегулирован.

При детальном изучении ТК РФ и закона о бухучете можно сделать следующие выводы:

Инвентаризация при смене руководителяИнвентаризация позволяет:

  • собственникам компании − сделать необходимые выводы о действующей системе контроля за сохранностью имущества и своевременно взыскать с прежнего руководителя причиненный его действиями (бездействием) ущерб;
  • новому директору − разграничить сферу ответственности на дату приема-передачи дел в связи со сменой руководства;
  • главному бухгалтеру – внести необходимые корректировки в учет и отчетность.

В какие сроки и по какой инструкции проводится инвентаризация при смене руководителя, расскажем в следующих разделах.

Дата инвентаризации при смене руководителя

Срок проведения обязательной инвентаризации при смене руководителя на законодательном уровне не регламентирован. Его устанавливает директор своим приказом – до даты передачи дел новому руководителю.

Статья по теме: Порядок проведения инвентаризации

Если прежний директор не издал такой приказ по каким-либо причинам, закон не запрещает прописать сроки и порядок проведения ревизии в решении (распоряжении) собственников компании.

При смене директора, происходящей в плановом порядке (например, при окончании срока контракта с действующим руководителем в конце календарного года), отдельную инвентаризацию обычно не проводят – учитывают итоги обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. 

Если смена директора происходит внезапно, назначают внеплановую инвентаризацию.

Этапы инвентаризационных мероприятий

Инвентаризационные мероприятия проводят по общим правилам, изложенным в Методических указаниях по проведению инвентаризации (утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49) с учетом положений ст. 11 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Инвентаризация при смене руководителя

В компании может действовать свой порядок приема-передачи дел при смене руководства, в котором в числе обязательных процедур прописано проведение инвентаризации и правила, по которым нужно действовать в такой ситуации. 

Результаты и последствия инвентаризации при смене руководителя

Идеальный вариант, когда имущество компании надлежаще сохранено, а данные бухучета совпадают с информацией, полученной при инвентаризации. Сложнее, если выявлены порча и/или недостача активов, а также значительные расхождения итогов ревизии с учетными сведениями. В этом случае потребуются дополнительные действия – нужно установить виновных и взыскать ущерб, причиненный компании.

Статья по теме: Документальное оформление результатов инвентаризации

Решения, принимаемые по результатам инвентаризации при смене руководителя организации, могут затронуть не только рядовых сотрудников (материально ответственных лиц), но и прежнего директора – он несет материальную ответственность:

  • за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им компании;
  • за ущерб, возникший у компании в результате возмещения ущерба иным лицам.

Инвентаризация при смене руководителяЕсли инвентаризацию не провести, то в случае утраты товарно-материальных ценностей будет затруднительно доказать, что она произошла в период полномочий конкретного руководителя, и взыскать с него убытки.

Итоги

Трудовое и бухгалтерское законодательство отвечает положительно на вопрос о том, нужна ли инвентаризация при смене руководителя. Проводится она по общим правилам инвентаризационной комиссией в сроки, установленные приказом директора или решением собственников.

Специализация: Эксперт по кадровому делопроизводству

Эксперт в сфере кадрового делопроизводства и бухучета. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит»

0
Задать вопрос редакции
Оставить комментарий