Какие расходы считаются рекламными
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 реклама представляет собой информацию, которую создают и распространяют, чтобы привлечь внимание и сформировать интерес к какому-либо объекту. При этом необходимо, чтобы эта информация была предназначена для неопределенного круга лиц, то есть основным свойством рекламы является ее массовость.
Распространять рекламу можно различными способами в любой форме. То есть рекламой можно считать:
- видео- и аудиоматериалы;
- печатные и изобразительные средства;
- рассылки посредством сети Интернет;
- массовые мероприятия – конкурсы, розыгрыши призов и т. д.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ рекламой не является:
- информация, которую необходимо довести до сведения в соответствии с законом;
- справочные и аналитические материалы, касающиеся товаров или услуг;
- информационные указатели и вывески;
- сведения о товаре, производителе, продавце, которые представлены на товаре или его упаковке;
- индивидуальные элементы оформления конкретного товара.
Затраты на данные статьи нельзя считать расходами на рекламу, как и адресованные конкретным лицам продукцию и рекламные материалы. Например, если во время переговоров или деловых встреч раздаются сувениры с символикой компании, то расходы на их изготовление не являются рекламными, поскольку круг лиц, которым они предназначены, предварительно определен.
Расходы на рекламу в бухгалтерском учете
Оплату рекламной продукции и услуг относят к расходам по обычным видам деятельности в соответствии пп. 5, 7 ПБУ 10/99, принятого Приказом № 33н от 06.05.1999. Их отражают по дебету счета 44. Например, при раздаче рекламных материалов нужно сделать следующие записи:
Описание операции |
Дебет |
Кредит |
Принята к учету рекламная продукция (брошюры, каталоги, листовки и т. д.), не представляющая потребительской ценности |
10 |
60 |
Учтен НДС по рекламным материалам |
19 |
60 |
Принят к вычету «входной» НДС |
68 |
19 |
Розданная рекламная продукция списана |
44 |
10 |
Суммы оплаты отражают в расходах в полном объеме в том отчетном году, когда они произведены. Это должно быть предусмотрено учетной политикой организации.
Расходы на рекламу в налоговом учете
Особенности признания рекламных расходов определяет ст. 264 НК РФ. Последовательность отражения в учете зависят от типа рекламных расходов и метода, которым отражают в учете доходы и расходы. Одни затраты можно учитывать полностью, а другие – только в пределах установленной нормы. При этом важно помнить, что все расходы необходимо подтвердить соответствующими документами.
Какие расходы на рекламу можно учесть при расчете налога на прибыль
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, при расчете налога на прибыль можно учитывать следующие затраты:
- реклама в СМИ, телекоммуникационных сетях, при демонстрации кино- и видеопродукции;
- размещение наружной световой и изобразительной рекламы, а также изготовление рекламных щитов и стендов для нее;
- проведение выставок, ярмарок, рекламных акций, оформление витрин и демонстрационных залов;
- изготовление рекламной продукции о товарах, работах, услугах и самой организации;
- приобретение или изготовление призов для победителей розыгрышей во время рекламных акций.
В расходах также можно учесть уценку выставочных образцов продукции, которая потеряла товарные качества.
Расходы на логотип как вид расходов на рекламу
Еще одной разновидностью расходов на рекламу можно считать затраты на изготовление логотипа организации. Поскольку его разрабатывают для привлечения внимания к компании и ее товарам или услугам, это средство индивидуализации является способом рекламирования и продвижения. Такое мнение выразил Минфин в Письме № 03-03-06/1/45762 от 12.09.2014.
Бланки: Договор на оказание рекламных услугК затратам на проведение выставок и ярмарок можно отнести все, что связано с их организацией и проведением, например:
- арендную плату за площадь для размещения экспонатов и рекламные стенды;
- услуги рекламных агентств и охранных фирм;
- вступительный взнос за участие;
- изготовление рекламной и сувенирной продукции для раздачи посетителям.
Расходы на мерчандайзинг в составе расходов на рекламу
Неоднозначно решается вопрос о расходах на услуги мерчандайзинга, включающие приоритетную выкладку товара, контроль товарных запасов и полноты ассортимента в торговом зале.
Минфин в Письме № 03-03-06/22913 от 22.04.2015 разрешает отнести их к нормируемым, так как они не указаны в п. 4 ст. 264 НК РФ и учесть в пределах норматива.
Суды выражают разные подходы к учету услуги мерчандайзинга. Одни не считают их рекламными затратами и предлагают учесть в составе прочих расходов на изготовление и реализацию продукции. Другие рассматривают их как расходы на рекламу по пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, но вопроса о нормировании при этом не возникает.
Как признать расходы в учете
Порядок учета зависит от типа рекламных расходов и способа, которым в учете отражают доходы и расходы. Ненормируемые затраты берут к учету полностью. Расходы нормируемые учитывают в объеме до 1 % от общей выручки без НДС и акцизов за отчетный период, когда они произведены.
Список расходов из п. 4 ст. 264 НК РФ, которые не нормируются, является закрытым. Соответственно, к затратам, к которым применяется норма, относятся все остальные. Траты на рекламу сверх нормы, которые не отразили в текущем отчетном периоде, можно учесть в следующих отчетных периодах календарного года.
Рекламные затраты относят к прочим расходам на изготовление и реализацию продукции, которые уменьшают налоговую базу. Суммы на изготовление и покупку амортизируемого имущества, использующегося для рекламных целей, например видеороликов или рекламных щитов, отражают через его амортизацию.
В случае определения доходов и расходов кассовым методом рекламные расходы признают после их оплаты. При использовании метода начисления их отражают в отчетном периоде, в котором они произведены, вне зависимости от даты оплаты.