Ключевая часть инвентаризации предприятия — правильно составленный порядок ее проведения. Акт об инвентаризации вводится учетной политикой как раздел или приложение к ней. Это закреплено ФЗ-402 и Стандартами «Концептуальные основы», «Учетная политика».
Недавно Минфин внес правки, устанавливающие основные требования к годовой инвентаризации активов/обязательств. В связи с этим многие организации начали разрабтывать или обновлять положение об инвентаризации и возникли первые конфликты на этой почве.
Один из новых судебных выводов по вопросу: разработка положения об инвентаризации — процесс долгий и трудоемкий, 2-х недель для этого недостаточно. Поэтому нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности главного бухгалтера, которая за 2 недели не разработала положение об инвентаризации.
Вывод сделал апелляционный суд по жалобе главбуха, привлеченного к дисциплинарной ответственности (вынесли замечание) см. Апелляционное определение по делу № 33-14617/2023 ВС Р. Башкортостан от 7.09.2023 г.
Главбух получила дисципланирное взыскание за то, что в установленный 2-недельный период не разработала положение о проведении инвентаризации в организации. Сама главбух настаивала, что на качественную подготовку документа отведенного времени мало - на это потребуется от полугода. Тем более, что в указанный период главбух уже была занята формированием 9-месячной отчетности и выполнением других предписанных должностной инструкцией обязанностей.
Первая инстанция поддержала позицию работодателя. Но апелляционная инстанция встала на сторону главбуха. При обозначенных в деле обстоятельствах фактической возможности разработать должным образом положение у работника не было. Дисциплинарное взыскание налагается на сотрудника, лишь когда имеет место виновное неисполнение, ненадлежащее исполнение возложенных должностных обязанностей. Работодатель же документально не подтвердил факт ненадлежащего исполнения главбухом трудовых функций. А значит, и не имелось оснований для ее привлечения к дисциплинарной ответственности.