Должностная инструкция воспитателя детского сада

26.02.2022
0
Должностная инструкция воспитателя детского сада в 2022 году не претерпела существенных изменений. Как и раньше, ее главная цель – это определение порядка взаимодействия специалиста с детьми и их родителями. Рассказываем, как составить должностную инструкцию воспитателя ДОУ по ФГОС и профстандарту.
Образец должностной инструкции воспитателя
Проверено экспертом

Особенности должности воспитателя в ДОУ

Воспитатель детского сада – это лицо образовательного учреждения. Ведь именно с ним малыши проводят большую часть времени в будние дни, а их родители видят его в первую очередь, заходя в учреждение. От воспитателя детского сада зависит качество дошкольного образования детей. Поэтому его должностная инструкция отражает не только особенности профдеятельности педагога, но и порядок его ежедневного взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

Воспитатель напрямую отвечает за здоровье и жизнь малышей в то время, пока они находятся в детском саду. Кроме педагогических обязанностей, он также должен соблюдать санитарно-гигиенические нормы, организовывать образовательное пространство в группе, способствовать созданию в группе благоприятной атмосферы и психологического климата, вести определенную документацию (планы занятий, табель посещаемости, листы адаптации детей к детскому саду, журнал приема и ухода детей под роспись родителей и так далее).

Поэтому на воспитателя возлагаются следующие трудовые функции:

  • воспитание, обучение и развитие дошкольников;
  • охрана здоровья и жизни детей;
  • социализация воспитанников;
  • планирование и выполнение образовательного процесса в соответствии с той программой, которая реализуется в ДОУ;
  • взаимодействие с родителями детей, оказание им необходимой помощи по вопросам воспитания и развития дошкольников.

Таким образом, главные задачи воспитателя детского сада – создать необходимые условия для развития детей, а также обеспечить уход и присмотр за ними. Поэтому содержание должностной инструкции воспитателя ДОУ регулируется государством, в частности, при ее составлении нужно учитывать требования ФГОС и профстандарта.

Должностная инструкция воспитателя детского сада по ФГОС

При составлении должностной инструкции воспитателя следует учитывать требования ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155. Он представляет собой совокупность требований к дошкольному образованию в России и регулирует взаимоотношения, возникающие при реализации программы дошкольного образования.

Стандарт указывает нам, что воспитатель должен иметь определенную профподготовку и быть компетентным в сфере дошкольного образования. Наличие необходимых знаний и умений позволит педагогу качественно  выполнять свои должностные обязанности.

По ФГОС каждый воспитатель должен понимать:

  • особенности организации работы с дошкольниками;
  • закономерности становления и развития ребенка, его деятельности;
  • теорию и педагогические методики развития детей.

Также он должен уметь:

  • организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников, в том числе игровую;
  • планировать и реализовывать образовательную программу;
  • корректировать образовательный процесс по итогам проведенного мониторинга, учитывая особенности развития каждого ребенка;
  • выполнять рекомендации узких специалистов ДОУ – логопеда, психолога, дефектолога и других;
  • выстраивать в рамках образовательного процесса взаимоотношения с родителями воспитанников;
  • владеть информационно-коммуникационными технологиями.

Специфика педдеятельности воспитателя и требования ФГОС указывают на необходимость специальной профподготовки и регулярного повышения квалификации (изучение методлитературы, участие в семинарах и вебинарах, освоение новых методов и технологий воспитания и обучения детей и так далее). Воспитатель должен знать приоритетные направления развития образования в России, законодательные акты, которые регулируют образовательную деятельность, а также права ребенка. Все это отражается в должностной инструкции педагога.

Должностная инструкция воспитателя ДОУ по профстандарту

Профстандарт педагога появился одним из первых в нашей стране (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н). Он распространяется не только на школьных учителей, но и на воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Обратите внимание! Применение профстандарта «Педагог» является обязательным (ч. 1 ст. 46 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом не зависит, в каком именно детском учреждении трудится воспитатель – в государственном или частном. Педагог в любом случае должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками.

Так, воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное педагогическое образование либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.

Обратите внимание! Дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной учреждении требуется тем, кто хочет работать воспитателем, но при этом имеет высшее или среднее профессиональное образование не по профилю, то есть у него отсутствует высшее или среднее профессиональное педагогическое образование. Если у претендента есть высшее или среднее профессиональное педагогическое образование, то дополнительно обучаться ему не нужно.

 Также профстандарт диктует следующие условия:

  1. На должность воспитателя может быть принят человек, который не имеет опыта в педдеятельности.
  2. Не может работать воспитателем соискатель (ст. 331 ТК РФ):
  • лишенный права заниматься педдеятельностью по решению суда;
  • имеющий судимость, в том числе погашенную (поэтому при устройстве на работу он должен предоставить справку об ее отсутствии);
  • недееспособный;
  • имеющий определенные заболевания.

Действие профстандарта «Педагог» распространяется на сотрудников, принятых на работу уже после вступления его в силу. Напомним, что данный документ введен в действие с 01.01.2017. То есть принятые ранее на работу воспитатели не могут быть уволены за то, что они не соответствуют «профстандартным» требованиям (письмо Минтруда от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Если работодатель видит, что человек не отвечает установленным критериям, то может отправить его обучаться за свой (то есть работодателя) счет (ст. 196 ТК РФ).

В целом, обязанности воспитателя определяет профстандарт, координирует – ФГОС, уточняет и конкретизирует – должностная инструкция.

Форма должностной инструкции воспитателя детского сада

Унифицированной или обязательной к применению формы должностной инструкции воспитателя нет, поэтому ее можно разработать самостоятельно. Должностная инструкция воспитателя составляется по общим правилам. Иногда бывает, что форму должностной инструкции доводит учредитель (вышестоящая организация) до своих подведомственных учреждений. Но чаще всего администрация детского сада разрабатывает ее самостоятельно.

В состав документа можно включить следующие разделы.

Общий раздел. В этом разделе в первую очередь указывают: нормы трудового законодательства, ФГОС и профстандарта, а также санитарно-эпидемиологические требования. Прописывают порядок принятия и увольнения, а также требования к претенденту на должность, в частности:

  • образование, требования к профессиональной компетенции, знаниям и умениям воспитателя (см. выше описание профстандарта «Педагог»);
  • здоровье – это пункт очень важен, поскольку воспитатель достаточно плотно контактирует с маленькими детьми, и поэтому должен быть здоров, в частности, иметь личную медкнижку, проходить предварительный (при устройстве на работу) и последующие периодические медосмотры, психиатрическое и наркологическое освидетельствование, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, а также своевременно вакцинироваться и прививаться.
  • ограничения (см. выше по ст. 331 ТК РФ).

Затем определяют схему административного и функционального подчинения воспитателя в процессе трудовой деятельности, указывают непосредственного руководителя. Прописывают, что воспитатель осуществляет рабочую деятельность в ДОУ согласно данной должностной инструкции. Также перечисляются законы, подзаконно-правовые, локально-нормативные акты, которыми должен руководствоваться воспитатель в процессе осуществления своей педдеятельности.

Должностные функции и обязанности воспитателя. Перечень непосредственных трудовых функций и действий можно взять из профстандарта «Педагог», а также дополнить обязанностями, исходя из особенностей образовательного учреждения.

Права воспитателя. Образовательная организация должна гарантировать воспитателю права на:

  • нормальные условия труда;
  • своевременную оплату своего труда;
  • информирование администрацией детского сада обо всех внутренних приказах и распоряжениях, которые касаются воспитателя;
  • участие в инновационной и творческой деятельности детского сада;
  • внесение предложений по улучшению условий труда, совершенствованию образовательного процесса;
  • своевременное повышение квалификации;
  • право на защиту чести и достоинства.

Ответственность за нарушения. В этом разделе прописывают перечень нарушений и виды ответственности, которую воспитатель несет за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, причинение детскому саду материального ущерба. Лучше всего указать области сферы воспитателя, например:

  • жизнь и здоровье детей;
  • реализация образовательных программ, применяемых в детском саду;
  • сохранность имущества детского сада;
  • соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм;
  • своевременное прохождение медосмотра.

Взаимоотношения и связи по должности. В этом разделе определяют схему взаимоотношений воспитателя с администрацией детского сада, родителями воспитанников и остальным коллективом (воспитателями других групп, узкими педагогическими специалистами, кухонными и медработниками, помощниками воспитателя, младшими воспитателями и так далее).

Обычно еще указывают, что воспитатель принимает участие в различных мероприятиях (педсоветах, семинарах, вебинарах, совещаниях). Также определяют порядок обмена информацией с администрацией детского сада.

Еще можно добавить раздел, который будет регламентировать режим работы воспитателя. А можно просто ограничиться фразой «Режим работы воспитателя определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в детском саду».

Кто утверждает должностную инструкцию воспитателя детского сада

Должностную инструкцию воспитателя утверждает руководитель образовательного учреждения – заведующий детского сада. Она должна быть обязательно подписана сотрудником – воспитателем.

Таким образом, должностная инструкция воспитателя – все же обязательный документ как для образовательной организации, так и для воспитателя, поскольку педагог несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Она разрабатывается каждым учреждением самостоятельно. Унифицированной формы документа не существует, но при составлении следует учесть требования ФГОС и профстандарта «Педагог».