Трудовой договор воспитателя детского сада

16.08.2022
0
Один из основных документов при приеме на работу воспитателя - трудовой договор между работником и работодателем. Документ составляется по общим правилам, но с учетом ряда особенностей, применяемых для работников образовательных учреждений. Грамотно cоставленный документ станет гарантией защиты прав и интересов обеих сторон, поможет избежать неприятностей с проверяющими органами. Какие требования предъявляются к претенденту на должность воспитателя, как правильно составить трудовой договор с работником, какие особенности учесть и отразить в документе - рассмотрим более подробно.
Эффективный контракт младшего воспитателя
Проверено экспертом

Требования, предъявляемые при приеме на должность воспитателя

В дошкольном возрасте у ребенка происходит ускоренное физическое и психическое развитие, формируются общие навыки и умения, определяющие его дальнейшее интеллектуальное, психическое и физическое развитие, проявляются индивидуальные особенности развития. А потому к претенденту на должность воспитателя применяются повышенные требования. Учитывается уровень образования и опыт работы. Такие требования отражаются в трудовом договоре.

Воспитатель должен знать:

  • приоритетные направления в развитии системы образования в России;
  • Конвенцию о правах ребенка; трудовое законодательство; законы и иные нормативно - правовые акты в сфере образовательной деятельности;
  • детскую, возрастную педагогику и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
  • педагогическую этику;
  • теорию и практическую методику воспитательной работы, методы организации свободного времени воспитанников;
  • методы управления системами образования;
  • современные педагогические технологии продуктивного, развивающего обучения;
  • методы убеждения и аргументации собственной позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста и их родителями, а также коллегами по работе;
  • методы диагностики возникновения причин конфликтных ситуаций, их профилактику и разрешение;
  • основы работы с мультимедийным оборудованием, текстовыми редакторами, электронной почтой и браузерами, электронными таблицами;
  • правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • правила и требования в сфере охраны труда, электробезопасности и пожарной безопасности.

Стоит учесть, что к лицам, принимаемым на должность воспитателя, предъявляются и определенные квалификационные требования. Претендент должен обладать высшим профессиональным образованием либо средним профессиональным образованием по направлению "Образование и педагогика" без требований к стажу работы или высшим профессиональным образованием либо средним профессиональным образованием и дополнительным профессиональным образованием по направлению образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы. Для должности старшего воспитателя необходимо высшее профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" и стаж работы воспитателем более 2 лет. Для младшего воспитателя достаточно среднего профессионального образования или среднего (полного) общего образования и профессиональной подготовки «Образование и педагогика». А для помощника воспитателя – среднего (полного) общего образования и профподготовки в области образования и педагогики.

Общие правила составления и структура трудового договора

Трудовые отношения между дошкольным образовательным учреждением и воспитателем определяются трудовым договором. При его составлении применяются общие правила.

Договор состоит из трех частей. В первой части содержатся сведения, характеризующие Работодателя и Работника. Вторая часть документа содержит обязательные условия в соответствии с трудовым законодательством. В третью часть входят условия, которые определяются на усмотрение по взаимному соглашению сторон. Все условия трудового договора прописываются с учетом специфики трудовой функции воспитателя, как работника сферы образования.

Бланки: Профстандарт специалиста в области воспитания

К обязательным условиям трудового договора относятся:  

  • место работы воспитателя (указывается наименование дошкольного образовательного учреждения);
  • трудовая функция работника (в соответствии с Единым квалификационным справочником);
  • срок заключаемого трудового договора: дата начала работы и его окончание (при срочном трудовом договоре);
  • условия оплаты труда работника;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • условие об обязательном социальном страховании.

Условие о рабочем месте является дополнительным. Однако, в трудовом договоре лучше его конкретизировать и описать подробнее рабочее место, поскольку воспитатель осуществляет присмотр за воспитанниками на определенных закрепленных зонах (группа, участок, спортивная площадка и т. п).

Структура документа может содержать разделы, схожие с трудовым договором любого работника:

  1. Предмет договора.
  2. Срок действия договора.
  3. Права и обязанности работника.
  4. Права и обязанности работодателя.
  5. Оплата труда.
  6. Режим рабочего времени и времени отдыха.
  7. Социальное страхование работника.
  8. Гарантии и компенсации.
  9. Ответственность сторон.
  10. Изменение и прекращение договора.
  11. Заключительные положения.
  12. Реквизиты сторон.

 

Особенности трудового договора с воспитателем

Существует ряд особенностей в специфике трудовой деятельности воспитателя, которые обязательно стоит учесть при заключении трудового договора с принимаемым работником.

Трудовая функция воспитателя

Одним из обязательных условий трудового договора является трудовая функция воспитателя. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н (с изменениями от 31.05.2011г) утвержден Единый квалификационный справочник и определены основные характеристики квалификации должностей работников. В этом же справочнике отражены должностные обязанности воспитателя (старшего воспитателя), которые подлежат включению в трудовой договор.

Среди обязанностей воспитателя можно отметить следующие:

  • Осуществление деятельности по воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях.
  • Создание благоприятных условий для развития и нравственного воспитания каждого ребенка, внесение при необходимости корректив в их систему воспитания.
  • Изучение каждой личности воспитанника, его интересов и склонностей.
  • Обеспечение морально-психологического климата и создание благоприятной среды для каждого воспитанника.
  • Развитие общения среди детей. Помощь воспитаннику в решении проблем при общении с другими детьми, родителями.
  • Оказание помощи каждому воспитаннику в учебной деятельности, обеспечение уровня их подготовки согласно требованию ФГОС (ФГОТ).
  • Содействие в дополнительном образовании детей через кружки, клубы, секции и т. д., проводимые в организации и по месту жительства.
  • Соблюдение всех прав и свобод воспитанников, ответственность за их безопасность, жизнь и здоровье.
  • Проведение мониторинга за развитием, воспитанием и здоровьем детей, в том числе с использованием электронных форм.
  • Разработка программы воспитательной работы с группой воспитанников.
  • Активное ведение пропаганды здорового образа жизни детей.
  • Осуществление работы в тесном контакте с психологом, другими педработниками, родителями детей.
  • Планирование и ведение коррекционно-развивающей работы (индивидуально или в группе) с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
  • Координация деятельности помощника воспитателя, младшего воспитателя.
  • Участие в педагогических и методических советах, в иных других формах работы, в частности в родительских собраниях, оздоровительных и воспитательных мероприятиях согласно образовательной программе, в оказании консультативной помощи родителям.
  • Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ.
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья детей-воспитанников.
  • Соблюдение правил в сфере охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности.

Кроме того, обязанности для старшего воспитателя:

  • Осуществление координации деятельности воспитателей, других педагогических работников в развитии образовательной среды учреждения.
  • Обобщение педагогического опыта, оказание методической помощи воспитателям, содействие в повышении их квалификации и развитии творческих инициатив.

Рабочее время и время отдыха воспитателя

Рабочее время и время отдыха работников образовательных учреждений регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ № 536 от 11 мая 2016 г. «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Согласно Положению, рабочее время и отдых, в том числе предоставление выходных дней, исходят из режима деятельности образовательного учреждения и определяются локальными актами организации:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • должностные обязанности работников;
  • должностные инструкции работников и т. д.

Все акты образовательного учреждения должны быть разработаны в соответствии с указанным Положением о рабочем времени и времени отдыха, нормами Трудового кодекса РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Особенностью для воспитателей, выполняющих свою трудовую функцию в течение дня непрерывно, является то, что для них не предусмотрен перерыв для приема пищи. А возможность приема пищи происходит параллельно или одновременно с воспитанниками.

В трудовом договоре должна отражаться учебная нагрузка воспитателя и устанавливаться продолжительность рабочего времени, которые определяются с учетом положений Приказа Министерства образования и науки РФ № 1601 от 22 декабря 2014 года. Положение предусматривает, что работнику устанавливается 30 или 36 часовая продолжительность рабочего времени в неделю либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая может составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год. Все зависит от должности и (или) специальности педработника и его трудовой функции. Для воспитателя (старшего воспитателя) устанавливается рабочая неделя продолжительностью 36 часов.

Кроме того, в трудовом договоре стоит прописать условие о ежегодном оплачиваемом удлиненном отпуске. В Постановлении Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 (О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках) оговорена продолжительность такого отпуска для воспитателя в 42 календарных дня.

Оплата труда

Трудовой договор с воспитателем в обязательном порядке должен содержать условия, регулирующие оплату труда работника: размер ставки заработной платы, стимулирующие и компенсационные выплаты. Размер ставки определяется с учетом уровня образования и полученной по результатам аттестации квалификационной категории. Компенсационные выплаты, выплачиваемые постоянно, также указываются в трудовом договоре.

Ежегодно в конце года принимаются рекомендации по оплатам труда. Цель их состоит в едином регулировании на федеральном, региональном и местном уровнях зарплаты работников бюджетной сферы. Так, в конце 2021 года приняты Рекомендации по системам оплаты труда на 2022 год для работников муниципальных и государственных организаций. Эти Рекомендации также стоит учитывать при составлении трудового договора.

Аттестация работника

В трудовой договор необходимо включить условие о прохождении аттестации. Порядок прохождения аттестации регулируется Приказом Минобрнауки России от 07 апреля 2014 года №276 (в редакции от 23.12.2020г). Согласно данному Порядку аттестация проводится каждые пять лет на основании распорядительного акта работодателя. Аттестацию проводит аттестационная комиссия с обязательным участием работника. При неявке работника на заседание без уважительной причины, аттестация проводится без него. В ином случае – аттестация переносится на другой день. Итогом аттестации на соответствие по занимаемой должности является соответствие/несоответствие занимаемой должности. Решение о несоответствии занимаемой должности может стать основанием к увольнению работника в случае невозможности его перевода на другую вакантную должность, соответствующую квалификации.

Порядком также предусмотрен ряд должностей, которые не проходят аттестацию.

Аттестация по установлению категории проводится по желанию работника. Порядок проведения аттестации прописан в вышеуказанном Приказе № 276.

Кроме того, к особенностям при заключении трудового договора с воспитателем относится обязательное прохождение медицинских обследований при приеме на работу и систематические периодические осмотры в дальнейшем. Кроме того, при поступлении на работу необходима справка о наличии/отсутствии судимости.

Эффективный контракт

Необходимо отметить, что с воспитателем может заключаться эффективный контракт, который и является своего рода трудовым договором, но с дополнительными требованиями. Заработная плата в таком договоре зависит от эффективности и результата выполнения трудовой функции.

Кроме обязательных условий, контракт должен содержать:

  • конкретную трудовую функцию работника;
  • показатели и критерии оценки эффективности его деятельности;
  • условия осуществления и размер компенсационных и стимулирующих выплат.

Положения об оценке эффективности труда и выплатах стимулирующего и компенсационного характера работодатель должен разработать самостоятельно и внести их в эффективный контракт.

Критериями эффективности контракта воспитателя могут быть:

  • выполнение и превышение норм труда;
  • отсутствие жалоб и нареканий;
  • соблюдение дисциплины труда;
  • исполнение должностных обязанностей в полном объеме;
  • результативность участия в конкурсах и т.д.

Стимулирующие выплаты зависят от критериев эффективности.

Договор с воспитателем ДОУ может содержать указание на выплаты стимулирующего характера:

  • за высокую интенсивность труда;
  • за наличие квалификационной категории;
  • за наличие стажа работы;
  • за выполнение особо важных задач (ответственных поручений) и т.д.

Компенсационные выплаты предусматриваются, к примеру, за вредные условия труда.

Иначе говоря, основной задачей эффективного контракта является предоставление оплаты труда, которая позволяет работнику сосредоточиться на качественном выполнении своей трудовой функции и стимулирует к ее эффективному выполнению.

Особенности заключения трудового договора с воспитателем ДОУ для детей с особенностями развития

Особое внимание законодательство об образовании обращает на детей с особенностями развития двух категорий:

  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Воспитателю дошкольного образовательного учреждения, работающему с воспитанниками с ОВЗ, устанавливается норма часов педагогической нагрузки 25 часов в неделю за ставку заработной платы.

Для воспитателей, работающих с детьми с особенностями развития, предусмотрен удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого составляет 56 календарных дней.

Повышающие надбавки за работу с детьми с ОВЗ устанавливаются локальными актами организации самостоятельно и конкретизируются в трудовом договоре.