Акт камеральной налоговой проверки

21.08.2021
Об окончании камеральной проверки плательщик налогов не уведомляется. Но если получен акт из ФНС – значит, выявлены нарушения. Несогласие проверяемого лица с итогами проверки – основание для обжалования акта. Процесс имеет свои особенности, о них будет рассказано далее.
Бланк акта камеральной налоговой проверки
Проверено экспертом

Оформление результатов камеральной проверки

У налогоплательщика может не быть никаких нарушений, в таком случае процедура просто завершается без выдачи бумаг проверяемому лицу.

При проверке инспектор может выявить ошибки в документации, указанная информация может быть неточной. Если у проверяющего возникают вопросы или сомнения, он обращается к налогоплательщику. Последний должен предоставить разъяснения или подать декларацию с уточнениями. У плательщика есть на это 5 рабочих дней.

Если после рассмотрения предоставленных документов инспектор приходит к выводу о том, что имеет место налоговое правонарушение, он составляет акт проверки. Документ будет сформирован и в случае непредоставления налогоплательщиком запрошенных сведений.

Важно! Законодатель обязывает служащих составлять акты в случае выявления нарушений. Если документ не оформлен надлежащим образом, решение, основанное на результатах проверки, признаётся недействительным.

Содержание акта камеральной проверки

Акт должен соответствовать определённым требованиям. Так, существует приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, приложения № 27 и 28 обязывает указывать в документе следующие сведения:

  • дату проверки;
  • сведения о проверяемом лице, место нахождения;
  • ФИО проверяющих лиц, их должности, наименование налогового органа;
  • дата предоставления налоговой декларации;
  • список документов, которые предоставило проверяемое лицо в ходе проверки;
  • период, за который проводится проверка;
  • название налога;
  • дата начала и окончания проверки;
  • информация о мероприятиях налогового контроля, применявшихся в ходе проверки;
  • нарушения, которые подтвердились;
  • рекомендации по устранению обнаруженных нарушений, разъяснение ответственности.

Вся эта информация в документе разделена на три блока:

  1. Вводная часть, которая содержит общие данные: дату и время, сведения об участниках проверки и т. д.
  2. Описательная часть – здесь отражаются найденные нарушения. Они обязательно должны быть подтверждены документально и не могут быть обоснованы мыслями и догадками проверяющего. Указываются нарушенные нормы закона, расписывается ответственность.
  3. Итоговая часть содержит выводы инспекторов, предложения по ответственности, к которой будет привлечен налогоплательщик.

Важно помнить, что к акту прикрепляются приложения, которые тоже должны быть переданы нарушителю (приложением являются, к примеру, протоколы осмотров, допросов, акты инвентаризации).

Срок составления акта

Итак, проверка завершена. После её окончания у сотрудника налоговой инспекции есть 10 рабочих дней, чтобы составить акт. В течение 5 рабочих дней после составления документа он должен быть передан налогоплательщику. Вручение акта происходит так, чтобы можно было доказать передачу документа и получение плательщиком или его представителем.

Если названные лица уклоняются от получения документа, его направляют заказным письмом по почте. В таком случае датой вручения акта является шестой день с момента отправления.

Как оспорить акт?

Результаты камеральной налоговой проверки оспариваются в два этапа – административный и судебный. Досудебный порядок должен обязательно соблюдаться, в противном случае нельзя воспользоваться правом на судебную защиту прав.

Административный порядок

В первую очередь нужно обращаться в налоговый орган. Для этого проверяемому лицу отводится месяц – необходимо предоставить письменные возражения с приложением документов, подтверждающих позицию плательщика.

Акт проверки и поступившие письменные возражения рассматривает руководитель (или его заместитель) налогового органа.

Если в результате руководителем службы вынесено решение о привлечении к ответственности, с которым плательщик не согласен, жалоба подаётся в орган, проводивший проверку, и далее передаётся вышестоящий налоговый орган. Для подачи установлен месячный срок. С требованиями к содержанию апелляционной жалобы можно ознакомиться в ст. 139.2 НК РФ. У вышестоящего органа есть месяц, чтобы рассмотреть жалобу.

Судебный порядок

Когда в досудебном порядке добиться желаемого результата не удалось, начинается подготовка искового заявления в арбитражный суд. На этом этапе помогут нормы АПК РФ.

Наиболее частые нарушения, фиксируемые в акте

Налоговая служба придерживается рекомендаций, которые прописаны в письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. П. 4.2 указывает на круг нарушений, которые отражаются в акте.

На практике чаще всего встречаются:

  • непредставление налоговой декларации;
  • непредставление сведений налоговикам для проведения контроля и т.д..

Обратите внимание, что указанный перечень не исчерпывающий, в акте могут быть указаны и другие выявленные нарушения.