Как закрыть ООО самостоятельно

03.08.2021
Ликвидация ООО — это процедура, в результате которой фирма прекращает не только свою деятельность, но и свое существование как юридическое лицо. С необходимостью ее проведения может столкнуться любой предприниматель. Но не все знают, что ликвидировать ООО, как правило, бывает намного сложнее, чем его зарегистрировать. Поэтому рекомендуется заранее подробно ознакомиться с пошаговой инструкцией проведения данной процедуры.

Основания и причины закрытия фирмы

Ликвидация ООО — это прекращение существования организации как юридического лица, которое осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Внимание! Одновременно с проведением процедуры ликвидации аннулируются все права и обязанности фирмы.

Основанием для ликвидации ООО может служить:

  • решение, принятое самими учредителями компании (добровольная ликвидация);
  • судебное решение (принудительная ликвидация).

В первом случае причинами принятия данного решения могут быть:

  • потеря у учредителей интереса к занятию предпринимательской деятельностью;
  • убыточность бизнеса;
  • наличие разногласий между учредителями;
  • другие обстоятельства.

Суд, как правило, принимает решение о ликвидации компании по следующим причинам (п. 3 ст. 61 ГК РФ)

  • признание регистрации ООО недействительной;
  • работа компании без необходимой лицензии или без членства в СРО;
  • ведение компанией запрещенной деятельности и т.д.

Добровольное закрытие фирмы — длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается подачей заявления в налоговую инспекцию, составлением бухгалтерского баланса и публикацией объявлений в СМИ. Вся процедура занимает 4 месяца, но в некоторых случаях может затянуться на год. Чтобы максимально быстро и без каких-либо затруднений ликвидировать ООО по инициативе учредителей, важно собрать полный пакет документов и придерживаться пошаговой инструкции.

Шаг 1 Принимаем решение о ликвидации

На начальном этапе ликвидации ООО необходимо оформить соответствующее решение в документальном виде. Для этого нужно организовать собрание участников и по результатам обсуждения данного вопроса составить протокол. Решение о ликвидации должно быть принято единогласно. Если ООО состоит из одного участника, следует оформить письменное решение.

В документе нужно указать информацию:

  • о принятии решения по поводу начала процедуры добровольной ликвидации ООО;
  • об утверждении состава ликвидационной комиссии и ее председателя или назначении единоличного ликвидатора;
  • об утверждении порядка и сроков проведения процедуры.

Внимание! Максимально допустимый срок ликвидации ООО — 1 год с момента принятия соответственного решения.

Шаг 2 Сообщаем в налоговую о закрытии ООО

Ликвидатор или члены ликвидационной комиссии в течение 3 дней со дня составления протокола или решения обязаны предоставить в налоговую инспекцию уведомление по форме № Р15016. Документ можно оформить на бумажном носителе или в электронном виде. В первом случае подпись заявителя потребуется заверить у нотариуса, во втором — электронной подписью. Последний вариант сопряжен с меньшими расходами, даже если ЭЦП на данный момент отсутствует, и ее потребуется оформить. В дальнейшем наличие электронной подписи потребуется для внесения сведений в Федресурс.

Внимание! Нарушение сроков подачи документов в органы ФНС может повлечь за собой применение штрафной санкции в размере 5000 рублей.

Подать документы можно любым из следующих способов:

  • при личном обращении в налоговую инспекцию;
  • заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде на сайте «Госуслуги» или интернет-сервис ФНС России;
  • через многофункциональный центр (не все МФЦ принимают перечисленные документы, поэтому рекомендуется заранее поинтересоваться о возможности получения данной услуги).

Через 5 дней после поступления документов сотрудники налоговой службы уведомят предпринимателя о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельствующей о начале процесса ликвидации ООО. С этого момента запрещено внесение каких-либо изменений в учредительные документы юридического лица.

Самостоятельно уведомлять ПФР и ФСС о начале ликвидации компании нет необходимости. Это входит в обязанности сотрудников налоговой службы.

Шаг 3 Информируем контрагентов (публикация в СМИ и уведомление контрагентов)

О начале процедуры ликвидации фирмы необходимо уведомить всех заинтересованных лиц. Для этого нужно принять следующие меры:

  1. В журнале «Вестник государственной регистрации» опубликовать информацию о начале ликвидации компании. В течение 2 месяцев все лица, перед которыми фирма имеет невыплаченные обязательства, могут потребовать возврат заемных средств. Разместить данную публикацию можно через Федресурс.
  2. В течение 3 дней после принятия решения о ликвидации компании внести соответствующие сведения в Единый федеральный реестр. Для этого необходимо войти на портал, опубликовать данные, заверить их электронной подписью и оплатить счет за услугу. Сделать это можно также через нотариуса с использованием его ЭЦП.
  3. Направить письменные уведомления, составленные в свободной форме, о начале ликвидации ООО всем контрагентам, перед которыми компания имеет невыплаченные финансовые обязательства. Срок их отправления законодательством не установлен, но рекомендуется сделать это сразу после публикации объявления в СМИ. Лучше направить уведомления заказным письмом с описью вложения. Таким образом при необходимости предприниматель сможет документально доказать, что он сообщил кредиторам данную информацию.

Шаг 4 Уведомляем работников и центр занятости

На данном этапе необходимо уведомить центр занятости и всех работников компании о предстоящем увольнении, приняв следующие меры:

  1. За 2 месяца до увольнения составить соответствующее уведомление в письменном виде и ознакомить с ним всех сотрудников компании под роспись. Обязательно необходимо указать основания предстоящего увольнения с формулировкой: «По инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации в соответствии с п.1 ст. 81 ТК РФ».
  2. Подать соответствующее уведомление в службу занятости не позднее чем за 2 месяца до предстоящего увольнения сотрудников компании. При массовом увольнении данный срок составляет 3 месяца. Обычно массовым считается увольнение, если количество сотрудников превышает 15 человек, но в каждом регионе могут быть установлены собственные правила. Рекомендуется уточнить их в местном центре занятости. В документе необходимо указать о каждом работнике следующие сведения: должность, профессию, специальность, предъявляемые квалификационные требования и размер заработной платы.
  3. Уволить всех сотрудников через 2 – 3 месяца после подачи данных уведомлений. При этом необходимо выдать им выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск. Кроме того, за каждым сотрудником на период поиска нового места работы сохраняется средний заработок, но не более 2 месяцев.
  4. Сдать отчет по форме СЗВ-ТД. Это необходимо сделать в день утверждения приказа об увольнении сотрудников компании или на следующий рабочий день.

Шаг 5 Снимаем с регистрации онлайн-кассу

После внесения изменений в законодательство в 2018 году налоговая служба получила право самостоятельно снимать с учета онлайн-кассы без заявления предпринимателя, если в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица. Следовательно, для снятия кассы с регистрации нет необходимости принимать какие-либо специальные меры, например, составлять и подавать заявление, отчеты и т. д. Сотрудники ФНС самостоятельно исключат аппарат из реестра. Предпринимателю необходимо только убедиться в том, что все фискальные документы своевременно и в полном объеме переданы в ФНС.

Шаг 6 Закрываем расчетные счета

Для закрытия расчетного счета потребуется:

  1. Направить в банк уведомление о намерении закрыть расчетный счет по причине ликвидации юридического лица.
  2. Запросить выписку с расчетного счета с целью проверки его баланса, наличия задолженности и предстоящих поступлений.
  3. Подать в банк заявление о расторжении договора на обслуживание расчетного счета.
  4. Снять остаток средств.

К заявлению необходимо приложить:

  • протокол собрания учредителей или решение о ликвидации ООО;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение данных действий;
  • паспорт заявителя.

Шаг 7 Подаем промежуточный ликвидационный баланс в ФНС

Не ранее чем через 2 месяца после публикации объявления в СМИ необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс. Он оформляется по стандартной форме с указанием следующих данных:

  • состав имущества юридического лица;
  • сумма требований, предъявленных кредиторами к погашению, и результаты рассмотрения заявок;
  • сумма требования, предъявленного к компании по решению суда.

Баланс следует утвердить на собрании учредителей и подать в ФНС.

Шаг 8 Погашаем долги

Долги следует погашать в следующей очередности:  

  • возмещение морального ущерба и вреда, причиненного жизни и здоровью человека;
  • выплата заработной платы и выходных пособий.
  • налоги, страховые взносы;
  • другие обязательства.

Внимание! При недостатке средств для уплаты задолженности ликвидационная комиссия обязана реализовать имущество ООО на торгах. Если вырученных денег не хватит, потребуется возбуждение дела о банкротстве компании. 

Если после погашения всех долгов осталось имущество, его следует передать участникам ООО.

Шаг 9 Подаем в налоговую пакет документов на закрытие ООО

После проведения всех расчетов с кредиторами необходимо составить и подать в ФНС итоговый ликвидационный баланс, после чего учредители вправе разделить между собой оставшееся имущество ООО.

Вместе с балансом в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • заявление по форме Р15016;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей (с 2019 года от ее уплаты освобождаются лица, подавшие все необходимые документы в регистрирующий орган в электронном виде).
  • документ о передаче сведений о работниках в ПФР (можно не представлять, тогда налоговики запросят его в ПФР).

Шаг 10 Получение документов о ликвидации ООО

После поступления документов в течение 5 дней сотрудники ФНС проведут процедуру ликвидации ООО и предоставят предпринимателю соответствующее уведомление.

Шаг 11 Сдаем документы в архив

Документы ООО в дальнейшем могут потребоваться бывшим сотрудникам компании, поэтому их необходимо сдать по описи в государственный архив по месту регистрации юридического лица.

Архивации подлежат:

  • ведомости по начислению зарплаты;
  • трудовые договоры, приказы о принятии на работу, о переводе на другую должность и об увольнении;
  • учетные и личные карточки сотрудников;

Шаг 12 Уничтожаем печать

Завершающим этапом ликвидации ООО является уничтожение печати. Процедура сопровождается составлением акта с подписями всех членов ликвидационной комиссии. Уничтожение печати заключается в разрушении ее целостности. Для этого может быть применен любой метод, например, сожжение.

Процедура добровольной ликвидации ООО может потребоваться по разным причинам, но во всех случаях она сопряжена с определенными трудностями и требует много времени. Чтобы избежать возможных проблем, рекомендуется обратиться за помощью к опытному юристу или провести ее самостоятельно, придерживаясь приведенного плана.

Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Задать вопрос