Правила перевозки сыпучих грузов

27.06.2023
0
Об основных моментах правил перевозки сыпучих грузов как насыпью, так и навалом в авто и ж/д транспорте читайте в данном материале.

Какие грузы называют сыпучими

Сыпучие грузы – это товары, которые представляют собой мелкие частицы различных фракций, способные перемещаться свободно внутри транспортных средств. Они используются в различных отраслях, таких как строительство, производство, сельское хозяйство и т.д.

Примеры сыпучих грузов:

  • зерно, 
  • цемент, 
  • песок, 
  • уголь, 
  • минеральные удобрения, 
  • камень и т.д. 

Способы перевозки сыпучих грузов

При транспортировке используются специальные транспортные средства, а также учитываются особенности их свойств и характеристик для обеспечения безопасности и экономической эффективности перевозки. 

Сыпучие грузы могут быть перевезены двумя основными способами: 

  1. Насыпью,
  2. навалом.

Отличие между навалом и насыпью заключается в размере частиц, способе загрузки и выгрузки груза. 

При перевозке насыпью речь идет о грузе с размером частиц примерно 0,05-13,0 мм, одинаковыми по составу и примерно одинаковым по размеру. Такой груз насыпается в открытый кузов грузовика или железнодорожного вагона, до тех пор, пока он не достигнет определенного уровня или объема. Затем закрепляется и перевозится на место назначения. К насыпным грузам относят зерно, семена, песок, щебень.

Бланки: Договор поставки сыпучих материалов

Груз навалом — это мелкая и подвижная фракция в больших объемах без упаковки, который отгружается и загружается в грузовик или на платформу с помощью специальной техники. Этот груз может быть как однородным, так и не однородным по химическому составу и размеру частиц. 

Груз навалом могут перевозить как на морском и речном транспорте, так и на автомобилях и железнодорожных вагонах. 

При перевозке навалом требуются специальные погрузочные механизмы. Навалочные грузы перевозят без тары, потому что упаковать их затруднительно. Обычно их делят на зерновые и незерновые: строительные и промышленные материалы, различные руды. К ним можно отнести кирпичи, сыпучий цемент, продукцию зернопереработки, щебень и каменную крошку.

Особенности перевозки сыпучих грузов

Основные правила перевозки:

  1. Правильное оформление документов. В случае спора между сторонами, правильно составленные сопроводительные документы: накладные, акты, заявки, отсутствие актов о нарушениях докажут правомерное поведение, и суды вынесут решение в пользу пострадавшей стороны.
  2. Надежное закрепление груза. Необходимо для обеспечения минимальных потерь, так как груз – это рассыпчатая масса, то всегда есть риск потери небольшой части. 
  3. Выбор контейнера и вагона. Для поездов указали таблицу, в которой для каждого вида товара разрешен вид состава.
  4. Погрузка по нормативам. Не допускается нагружать выше бортов прицепа или вагона. Для предотвращения выпадения сверху укрывать пологом. Перевозка сыпучего груза без тента или укрывного материала запрещена, согласно ПДД п. 23.3 груз не должен загрязнять дорогу и окружающую среду.
  5. Учитывать естественные потери при транспортировке сельхоз. культур, мелкогранулированный товар может сдуть ветром или осыпаться в зазоры.

Правила перевозки сыпучих грузов автотранспортом

Для доставки товаров автотранспортом разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. N 2200 «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом». 

Масса определяется грузоотправителем и указывается в транспортной накладной при приеме перевозчиком. П. 79 указывает, что объявление ценности не производится, если сыпучий груз был опломбирован отправителем во избежание ответственности перевозчика за естественные потери. 

Если поступило несколько транспортных накладных для наливного или сыпучего товара от одного грузоотправителя и одному получателю, то расчет естественной убыли производится по всей партии товара в совокупности.

Законодатель помимо правил транспортировки, упаковки и иных аспектов, регламентирует также и виды специализированной техники, предназначенной для данной вида перевозок. К ним относятся самосвалы, цистерны, бортовой транспорт, специальные контейнеры.

На самосвалах, чаще всего, транспортируют навалочные и насыпные грузы. Товар доставляется без упаковки, может быть разного гранулометрического состава: порошок, зерно, гранулы, или куски. По техрегламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 в ст. 15.6-15.7 запрещается эксплуатировать самосвалы при отсутствии или сломанных механических фиксаторах, крюков, скоб на тентах, исключение – авто до 1996 г. 

Цистерны и бортовые машины реже используются в силу специфики товара. Цистерны используют для перевозки на дальние расстояния, чтобы минимизировать потери. Специального перечня насыпных и навалочных грузов для автотранспорта не предусмотрено. 

Правила перевозки грузов по железной дороге насыпью или навалом

Для перевозки по железной дороге утверждены правила перевозок грузов насыпью и навалом приказом Минтранса России от 28 июня 2021 г. N 212.

Согласно правилам ст. 23 ч. 3 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" прямо указано, что к перевозке железнодорожным транспортом насыпью и навалом допускаются только грузы, включенные в специальный Перечень.

Виды грузов, которые можно перевозить навалом или насыпью по железной дороге

В п.4 Правил указано, что транспортировка проходит с учетом физических свойств, размеров, упаковки и сыпучести, а также влияния атмосферных осадков. В п.5 Правил прямо указано, что насыпной груз представлен в виде зерен, гранул, капсул, кусков, обладающих подвижностью (сыпучестью) или в порошкообразном состоянии, например, мука. То есть товар можно пересыпать из погрузчика в вагоны.

Как грузят и перевозят сыпучие грузы железной дорогой

Навалочные грузы согласно п. 6 Правил погружают с укладкой или без укладки, их нельзя перевезти насыпным способом. Это может быть древесина и мелкие металлические детали, лом металла, лесоматериалы, брикеты, и другие позиции, включенные в перечень грузов из приказа N 150.

Если продукцию необходимо защитить от влияния погодных условий, то транспортировка допускается в универсальных и специализированных крытых вагонах и контейнерах, в универсальных полувагонах в упакованном виде в соответствии с тех. условиями хранения и транспортировки этого вида продукции можно везти в открытом подвижном составе. 

В Ст. 26 закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указывается, что перевозчик при приеме груза и выгрузке взвешивает его на вагонных весах за плату, указанную в договоре, отправитель указывает количество мест и вес. Либо отправитель, получатель могут обеспечить возможность взвесить груз.

Документы на ж/д перевозку сыпучего груза

Груз оформляется транспортной железнодорожной накладной. Форма утверждена в составе «Единых форм перевозочных документов на перевозку грузов ж/д транспортом» приказом Минтранса России от 19 июня 2019 г. № 191. 

Потери при перевозке сыпучих грузов

Сыпучие грузы в силу своей структуры несут потери при перевозке.

Нет единого стандарта, который предусмотрел бы, какие потери сыпучего груза признаются допустимыми, а какие предполагают его потерю (неправильную перевозку или хищение).

Причина отсутствия такого стандарта – в разнообразии сыпучих грузов и условий транспортировки.

Приведем пример.
Для влажного при погрузке груза усушка может составить около 5 % даже в то случае, если груз перевозится под плотным тентом. Например, около 2,5 % потеряет при перевозке навалом свежий картофель.

Однако для некоторых видов грузов примерные размеры потерь при перевозке все же установлены. Так, Минсельхоз предусмотрел естественную убыль сельскохозяйственных культур при доставке в Приложениях к приказу от 21.10.2021 N 693/354.

Приложения содержат таблицы, в которых естественные потери при перевозке составляют 0,03-0,18 % с учетом вида культур, транспорта, веса, сезона и расстояния. 

Таблица потерь при перевозке зерновых и масличных культур автотранспортом

Наименование грузов

Нормы естественной убыли в процентах от массы груза (применяются для осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября) периодов, независимо от климатической группы)

При перевозках зерна, зерносмеси, семян масличных культур и трав, хлебопродукции, отрубей независимо от расстояния:

 

насыпью

0,07

(при автомобильных перевозках семян, трав, подвергавшихся очистке на электромагнитных машинах, норма естественной убыли при перевозках увеличивается на 15 процентов)

в таре

0,05

(при автомобильных перевозках семян, трав, подвергавшихся очистке на электромагнитных машинах, норма естественной убыли при перевозках увеличивается на 15 процентов)

Таблица потерь при перевозке шрота масличных культур автотранспортом

Наименование операций

Нормы естественной убыли в процентах от массы груза (применяются для осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября) периодов, независимо от климатической группы)

При перевозках:

 

до 50 км

0,05

от 50 до 100 км

0,08

свыше 100 км за каждые последующие 100 км

0,02

Таблица потерь при перевозке зерновых ж/д транспортом

Наименование грузов

Нормы естественной убыли в процентах от массы груза (применяются для осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября) периодов, независимо от климатической группы)

Зерно при перевозках в вагонах-зерновозах на расстояние:

 

до 1000 км

0,03

от 1000 до 2000 км

0,04

свыше 2000 км

0,06

Нормы потерь цемента утверждены Приказом Минторга СССР от 27.11.1991 № 95. Они составляют при перевозке 0,25 процентов от массы груза.

Что делать, если речь идет о потерях грузов другого типа? Здесь нужно опираться на деловые обычаи и практику и самостоятельно определять разрешенную убыль сыпучих грузов. Обычно размер потерь, которые признаются усушкой-утруской, установлен договорами перевозки.

Если потери сыпучего груза выше, чем оговоренные договорами, перевозчик обязан возместить убытки тому, с кем договорился о доставке груза (грузоотправителю или грузополучателю)

Как взыскать с перевозчика потери груза

Ситуация: между сторонами заключен договор перевозки или транспортной экспедиции автомобилем. Грузоотправитель считает, что недостача произошла по вине перевозчика и хочет взыскать убытки в размере стоимости недостающей части.

Хороший шанс на взыскание будет, если:

  1. Есть подтверждение отношений договором, заявками, товарно-транспортными накладными.
  2. Перевозчик принял груз. Подтвердить выпиской из книги регистрации отгруженного товара, накладной, заявкой на перевозку или актом сдачи груза.
  3. Недостача – это разница между сданным и полученным количеством товара, то есть убытки. Подтвердить актом освидетельствования или накладной.
  4. Связь между действиями перевозчика и убытками. Например, поврежденная или замененная пломба, акт об отсутствии или ранее указанные документы.
  5. Предъявление претензии в досудебном порядке к перевозчику согласно ст. 39-41 ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Внимание! Суд может отказать в случае недоказанности недостачи и пропуска срока исковой давности: общий 3 года, специальный для перевозок 1 год. 

Решения судов в пользу Грузоотправителя:

  • Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.09.2022 N Ф01-4414/2022 по делу N А79-5348/2021
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.03.2022 N Ф05-415/2022 по делу N А41-47811/2020
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2021 N Ф05-6156/2021 по делу N А40-53361/2020.

***

Таким образом, перевозка сыпучих грузов требует использования особого транспорта, а также учета специфики груза, например, его способности уменьшаться в объеме за счет утруски или в массе за счет усушки.

Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

0
Задать вопрос редакции
Оставить комментарий