Что лучше: ИП или самозанятость для грузоперевозок?
Прежде чем выяснить это, необходимо разобраться с терминологией. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо - это субъекты финансово-хозяйственных взаимоотношений, которые могут использовать специальные налоговые режимы. Самозанятость же - как раз один из таких режимов, его отличие от упрощенной система налогообложения в первую очередь в том, что он недоступен юридическим лицам. Использовать его могут лишь физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве ИП.
Имеет ли смысл грузоперевозчику, который зарегистрирован в качестве ИП переходить в стан самозанятых? Для ответа на данный вопрос необходимо знать исходные данные. Например, годовой оборот предпринимателя. Дальнобойщики вряд ли впишутся в установленные законом лимиты (оборот самозанятого не может превышать 2,4 млн. рублей за календарный год), а владелец небольшого автомобиля Газель вполне может вписаться в эту сумму. У ИП на упрощенной системе лимиты намного больше - 150 млн. в год (эту сумму нужно еще умножить на коэффициент-дефлятор, который в 2022 году равен 1,096). Если никакой специальный налоговый режим не применяется, ограничения отсутствуют вовсе.
Также стоит помнить об ограничении, касающемся штата сотрудников. Индивидуальный предприниматель может нанимать на работу до 100 сотрудников. В то время как самозанятый без ИП не может заключать трудовые договоры вовсе. Поэтому такой налоговый режим подойдет только в том случае, если водитель работает один.
Одним из преимуществ самозанятого является то, что налоги уплачиваются лишь с доходов. Никаких других платежей и отчислений в бюджет нет. В случае с ИП есть обязательные ежегодные платежи, которые необходимо перечислять вне зависимости, осуществлялась ли предпринимательская деятельность в отчетном периоде, или нет. Даже если ИП-перевозчик не осуществил ни одной коммерческой поездки в течение 12 месяцев, он все равно обязан направить фиксированные отчисления в фонды социального и медицинского страхования.
К минусам самозанятости можно отнести тот факт, что на момент написания данной статьи банки и иные финансовые организации не учитывают доход самозанятого при кредитном скоринге (оценке кредитоспособности потенциального заемщика). То есть если грузоперевозки являются единственной подтвержденной документально оплачиваемой деятельностью лица, то получить официальный кредит в банке у него не получится.