Как оформить возврат маркированного товара
Статья по теме: Какие товары подлежат обязательной маркировкеЦифровая маркировка товаров, будь то одежда, обувь или текстильная продукция, сильно изменила бизнес-процессы. Появились новые процедуры, необходимость следовать новым инструкциям и вообще привыкать к новым реалиям. Предприниматель может столкнуться с необходимостью возврата продукции в следующих ситуациях:
Возврат товара от частного лица
- Товар вернули без маркировки или с поврежденной маркировкой.
Такие случаи в торговле не редкость. Покупатель может просто передумать и имеет на это право, а может найти какое-то повреждение уже дома.
Внимание! Если покупатель возвращает покупку без упаковки, без маркировки или с нечитаемой маркировкой, вернуть этот товар на полку и восстановить код уже не получится.
В такой ситуации придется провести операцию возврата на кассе и выдать соответствующий чек покупателю. Затем в системе «Честный ЗНАК» нужно сделать запрос на повторную маркировку, при этом основанием должен быть указан возврат товара от розничного покупателя. Вместо утерянного кода маркировки нужно вписать реквизиты возвратных документов. После получения нового кода можно отправить его на печать и нанести на продукцию. А вот выставлять товар обратно на прилавок можно только после того, как статус кода в системе поменяется на «В обороте».
Статья по теме: Ответственность за нарушения правил маркировки товаров- Товар вернули с маркировкой.
Если покупатель возвращает товар с читаемым кодом, нужно помнить, что после реализации он приобретает статус «Неактивный». Поэтому прежде чем поставить обратно товар на полку, нужно вернуть его в оборот.
- Возврат продукции через курьера.
Для тех предпринимателей, которые заняты в сфере e-commerce, возврат товара обычно осуществляется через третьих лиц (собственная служба доставки или сторонние курьеры). В первом случае курьер приезжает прямо с терминалом и сканирует код на месте. При этом сведения автоматически отправляются в налоговую службу, а статус товара меняется на «В обороте».
Во втором случае отправку кодов в систему «Честный ЗНАК» осуществляет сторонняя служба доставки, задача бизнеса при этом — проинформировать систему о выбытии позиции в связи с «Дистанционной торговлей». Возвращать продукт в продажу можно будет только после того, как коды маркировки поступили в систему, а статус сменился на «В обороте».
Возврат товара поставщику (B2B сделка)
Помимо правильного оформления возврата маркированного товара от частного клиента, нужно еще быть в курсе, как оформляется возврат в системе B2B. Например, обувной магазин по какой-либо причине может вернуть партию закупки поставщику. Ситуация может произойти на разных этапах.
- Во время приема.
Если во время приема продукции обнаружились дефекты, возврат оформлять не обязательно. Достаточно будет внести изменения в универсальный передаточный документ (УПД) либо прислать корректировочный (УКД), в котором будут отражены расхождения. Такой способ поможет избежать лишних операций.
- После оприходования продукции.
Если прием уже оформлен, можно выписать УПД на продукцию с маркировкой, подлежащую возврату. Таким образом, осуществить процесс обратной реализации. Документы отправляются в систему «Честный ЗНАК», где коды меняют владельца.
Важно! Нужно получить подтверждение от поставщика о том, что он принял товар и документы и, главное, подтвердил это в системе.
Порядок возврата товара от покупателя
Возврат продукции может происходить по разным причинам. Некоторые из них оправданы, и клиент действует по закону, например, в случае обнаружения дефекта продукта. А в других, у продавца могут быть основания для отказа. При этом существует много нюансов. Например, если клиент был уведомлен о браке, то продавец не обязан возвращать деньги.
- Возврат продукции с дефектом.
Клиент может попросить вернуть деньги полностью или частично, заменить на аналог либо устранить дефект за счет продавца.
Внимание! Если у вас возникли сомнения в честности клиента, вы вправе провести экспертизу. Если обнаружится, что повреждения получены уже после покупки, вы не обязаны возвращать деньги.
- Возврат продукции без дефектов.
У клиента есть право вернуть качественный товар без объяснений. При этом есть исключения:
🚫 Прошло больше 14 дней с момента покупки.
🚫 Товаром пользовались, например, на туфлях стерта подошва.
🚫 Товар-исключение. Например, нижнее белье.
Если продукт не попадает под исключения, вы обязаны возместить стоимость.
Как проходит возврат
У клиента нужно попросить чек на покупку и заявление, где, помимо паспортных данных, клиент должен указать причину возврата и желаемую сумму. Также в обязательном порядке оформляется накладная. Деньги возвращаются с пробиванием чека, с пометкой «возврат прихода».
Важно! Если клиент обращается с жалобой в день покупки, можно вернуть деньги прямо из кассы. А если возврат приходится на другой день, отличный от дня покупки, то деньги возвращаются из главной кассы. Все организации обязаны соблюдать этот порядок, за исключением ИП.
Если оплата производилась наличными, вернуть нужно именно наличные деньги, а если безналом, то перевод нужно произвести на карту.
Алгоритм возврата товара поставщику
Первое, что нужно помнить индивидуальному предпринимателю, это заключение договора, в котором нужно прописать порядок возврата товара, который может производиться в нескольких ситуациях.
- Если продукт некачественный, то прямо во время приемки вы можете вычеркнуть его из накладной. При этом поставщик должен быть в курсе ваших действий, а напротив вычеркнутых позиций должна стоять его подпись. Также в обязанности поставщика входит предоставление вам исправленного счета с пересчитанным НДС.
- Если по каким-то причинам пришлось принять неликвид, то вам предстоит немного более сложный процесс. Вам предстоит оформить акт о расхождении по количеству и качеству, а также отправить претензию поставщику.
- Третья ситуация самая интересная. Если у вас есть договоренность с поставщиком о возврате нераспроданной продукции, вы, по сути, выполняете обратную продажу. Только в накладной в графе «продавец» вам нужно указать собственную организацию.
Возврат товара — это стандартная в бизнесе процедура, которой не надо бояться. Если следовать всем правилам оформления, этот процесс не принесет вам лишней головной боли. А покупатель будет знать, что его права соблюдаются, и с удовольствием продолжит сотрудничество.