Зачем нужен путевой лист водителю?
Имеет ли право ГАИ проверять путевой лист
Инспектор ГАИ имеет право требовать путевой лист у водителя только в случаях «прямо установленных законодательством».
Так сказано в последней редакции Правил дорожного движения (ПДД), утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, в ред. Постановления Правительства РФ от 02.06.2023 № 908.
Какие же это случаи, когда законодательство прямо требует наличие путевого листа?
Путевой лист нужен и должен быть предъявлен инспектору ГАИ по его требованию, если организация, на которую водитель работает, оказывает транспортные услуги – перевозит пассажиров или грузы.
Само требование законодательства установлено в ч. 1 ст. 1 и ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта. Указанная нами практика его толкования – путевой лист только для профессиональных перевозчиков – нашла отражение в мнениях судов (например, Решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013, постановление АС ЗСО от 21.12.2015 по делу № А03-4759/2015).
Для чего, кроме предъявления инспектору ГАИ нужен путевой лист
Во-первых, путевой лист позволяет подтвердить фактический характер операций – по перевозке, по поставке.
Это означает, что благодаря путевым листам бухгалтерия может спокойно списать в расходы бензин, вернуть НДС – и не опасаться налоговой проверки. Дело в том, что наличие реальных перевозок товара – это один из основных моментов, которые проверяется налоговая служба (ФНС России). Отсутствие «фактического характера операций» - основание насчитать сумму налога выше и оштрафовать организацию за уклонение от уплаты налогов.
Во-вторых, путевой лист дополнительно к специальным журнала фиксирует прохождение водителем медосмотра при выходе на линию. Этот момент проверяет инспектор Роструда.
Наконец, путевые листы используются бухгалтерией как первичный учетный документ – то есть именно на их основании оплачивается перевозка или начисляется зарплата водителю, компенсируется сотруднику использование личного транспорта.