Что такое агентский договор

03.09.2023
0
Посреднические соглашения, заключаемые в целях оптимизации налогообложения, небезосновательно находятся под пристальным вниманием налоговиков. Агентские договоры исключают переход права собственности от принципала к агенту на всех этапах сделки, что предотвращает возникновение налоговых обязательств. Однако малейшую «нестыковку» в договорных условиях контролеры пытаются переквалифицировать на стандартную поставку или оказание услуг с вытекающими последствиями.

Суть договора

Выплата вознаграждения за услугу по привлечению третьих лиц – отличие посредничества от стандартных сделок купли-продажи или подряда. Посредник участвует в расчетах транзитом, а полученные деньги от покупателей и заказчиков ему не принадлежат.

Бланки: Агентский договор на покупку товаров

Агентский договор – сделка, при которой агент обязуется совершить по поручению и за счет принципала ряд значимых юридических действий за вознаграждение (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Стоимость услуги определяется условиями договора, а при отсутствии конкретики сложившимися рыночными ценами в сопоставимых условиях (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Если агент действует от собственного имени, то применяются правила договоров комиссии, если от имени принципала – договоров поручения (ст. 1011 ГК РФ).

Единственное существенное условие, без которого агентский договор считается незаключенным – не имеющий материального выражения предмет соглашения. В качестве предмета выступает исключительно посредническая услуга, компенсируемая принципалом, независимо от чьего имени действует агент.

Договоры заключаются в интересах принципала и могут включать:

  • поиск покупателя на готовую продукцию с последующей ее реализацией;
  • нахождение исполнителя для выполнения конкретных работ;
  • заключение соглашения с перспективными клиентами для оказания оговоренных услуг.

В отличие от стандартной операции купли-продажи, предполагающей расчет с покупателем и поставщиком, как с двумя независимыми контрагентами, агентский договор предусматривает заключение дополнительного соглашения, связывающего принципала и конечного потребителя.

Преимущества агентского договора

Спектр услуг, предоставляемых агентом, не ограничен законодательными актами, что позволяет расширить бизнес и решить непрофильные задачи принципалу за счет посредника. Сотрудничество является взаимовыгодным для сторон, поскольку:

  • снижает налоговый «пресс»;
  • минимизирует вовлечение оборотных средств;
  • гарантирует сохранность ТМЦ и получение вознаграждения.

Передача товаров принципалом агенту не влечет начисления налогов, так как перехода права собственности не происходит. Объектом налогообложения агента является только сумма вознаграждения, а не поступившая выручка, что важно при расчете допустимого порога при применении УСН.

Агент не должен производить оплату ТМЦ до момента получения денег от покупателя, а при отсутствии третьего лица не обязан оплачивать товар вообще. Принципал экономит средства на уплате налогов в бюджет до момента получения оплаты, проходящей транзитом через агента.

Агент отвечает за сохранность вверенных ТМЦ, а после их реализации вправе удержать вознаграждение из поступившей выручки.

Риски для агента и принципала

Привлекательность агентских договоров заключается в «запаздывании» платежей в бюджет во времени по сравнению с договорами поставки. Суть оптимизации сводится к переносу возникновения налоговых обязательств с первого события (передачи ТМЦ) на балансирующую операцию (получение оплаты).

Юридическая переквалификация сделки в русло стандартной купли-продажи грозит сторонам в случаях:

  • выявления факта перечисления оплаты за товары до их фактической реализации, поскольку агент действует исключительно за счет принципала без права на авансирование;
  • включения в договорные условия сроков оплаты продукции, так как агент реализовывает услугу и не может гарантировать продажу ТМЦ в принципе;
  • отсутствия требований к предоставлению отчетов агентами или включения условий, идущих вразрез с нормативными актами.

Пересечение норм налогового и гражданского законодательства, приводящее к экономии в денежном измерении и отставанию поступления во времени платежей – зона повышенного внимания контролирующих структур. Каждую незначительную деталь налоговики трактуют как инструмент, создаваемый искусственно с целью незаконного ухода от налогообложения, а сведения о фактах деятельности квалифицируют как искажения (ст. 54.1 НК РФ).

Принципалу грозит доначисление обязательств по НДС и налогу на прибыль в момент передачи товаров агенту, для которого обязательством будет считаться вся поступившая выручка вместо агентского вознаграждения.

Вознаграждение и компенсация расходов агента

Вознаграждение может удерживаться непосредственно из выручки, поступившей агенту, а оплата принципалу будет производиться за минусом удержанных сумм. Возможен и вариант перечисления в режиме «брутто» с последующим получением компенсации от принципала в оговоренные сроки. Размер вознаграждения может быть установлен в виде:

  • конкретной суммы за сделку;
  • процентного отношения;
  • минимума без ограничений на дополнительную наценку.

Если в договоре не прописан порядок уплаты вознаграждения, то принципал обязан рассчитаться с агентом на протяжении недели с момента представления отчета за истекший период, если иной порядок не вытекает из существа сделки (ст. 1006 ГК РФ).

В связи с исполнением поручения агент несет расходы, перечень для возмещения которых нужно предусмотреть в договоре. Документальные подтверждения затрат, компенсируемых принципалом, должны быть представлены в виде приложения к отчету.

Статья по теме: Работа по агентскому договору: какие налоги платятся

Отчет агента

Бланки: Отчет агента по агентскому договору

Обязательным атрибутом для признания посреднической сделки действительной является представление отчета агентом. Периодичность предусматривается договором, а при отсутствии условий в тексте соглашения формируется по мере исполнения поручения или по завершении срока действия агентского договора (п. 1 ст. 1008 ГК РФ). Если в договоре не зафиксирован период для возражений принципала, то срок приравнивается к 30-ти дням с момента вручения отчета, по истечении которых он считается принятым (п. 3 ст. 1008 ГК РФ).

Во избежание негативных последствий в виде доначислений платежей и штрафных санкций в договоре следует предусмотреть:

  • алгоритм принятия и проверки качества услуги;
  • формат составления и содержания отчета;
  • периодичность представления и сроки рассмотрения и утверждения;
  • документальные приложения, подтверждающие расходы для компенсации.

Если форма отчета не прописана в договоре, то исполнитель вправе его составить произвольно. Но документ должен отражать сведения о совершенных действиях, понесенных издержках и денежных потоках.

Отсутствие конкретики может свидетельствовать не только о неисполнении обязательств, но и создать «вакуум» в налоговом сегменте по незавершенным операциям на конец отчетного периода. В частности, получение предоплаты от покупателя без осуществления отгрузки продукции не считается исполнением посреднической услуги. Однако деньги являются объектом гражданских прав, что приводит к неоднозначности ситуации. Налоговики стараются включить полученные средства в доходы агента без уменьшения на расходную составляющую.

В отношении комиссионного договора в пользу аргументов налоговиков действуют разъяснения Президиума ВАС РФ (п. 9 информационного письма от 17.11.2004 № 85), обязывающие к перечислению всех сумм в момент получения от третьих лиц. В договоре важно прописать сроки перечисления предоплаты, а в отчете фиксировать дату получения аванса от покупателя. Стороны могут установить «разумный срок», предусмотренный в обзоре судебной практики.

Несмотря на прочно занятую нишу в бизнесе, каждая буква агентских договоров тщательно исследуется контролирующими структурами в целях признания притворности сделки. Переквалификация в правовом поле приводит к налоговым последствиям в виде доначислений налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль по правилу первого события.

Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.