Назначение и правовые основы реестра жалоб в ФАС по 44-фз и 223-фз
Основное назначение реестра жалоб в ФАС заключается в фиксации и отображении сведений о заявителе, сути его претензий, ходе их рассмотрения и окончательно принятом по итогу решении со стороны контролирующего органа. Он общедоступен и размещен на портале ЕИС закупок. Электронным сервисом для подачи и размещения жалоб может воспользоваться любой зарегистрированный участник системы госзакупок. Жалобу подают на действия и бездействия заказчика, уполномоченных органов и учреждений по проведению конкурсов и торгов, закупочные комиссии, контрактную службу или контрактного управляющего.
Действующий документ, регламентирующий работу реестра ФАС - Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60. Обязанность по формированию, размещению сведений и документов в реестре возложена на органы занятые контролем закупок (ФАС) и участников закупок. В процессе оформления жалоб автоматически проводят их форматно-логическую проверку, а также анализ всех приложенных документов. Действия по фиксации обращений и ведению реестра проводят с обязательным применением квалифицированной ЭЦП. Каждой записи реестра присваивают уникальный номер, состоящий из 22 цифр:
- 1-4 цифра – год подачи жалобы;
- 5-12 цифры – код органа контроля по реестру участников бюджетного процесса, а также организаций, не участвующих в бюджетном процессе;
- 13-18 цифра – регистрационный порядковый номер записи в реестре;
- 1-22 цифра – сквозной порядковый номер, присвоенный отдельной информации или документу в реестре.
Зная этот номер любой желающий может отследить ход рассмотрения поданного обращения. Всю информацию заносят в вэб-формы, документы сканируют и прикладывают к обращению.
Перечень информации вносимой заявителем в базу жалоб фас
Жалобу можно подать после завершения процедуры регистрации, аутентификации, авторизации в ЕИС. Перечень сведений, которые включают в реестр:
- Название органа ФАС, куда подают жалобу;
- Полное и сокращенное (если есть) наименование организации или ФИО физлица, подающего жалобу;
- Идентификационный номер закупки;
- Наименование субъекта контроля, неподобающие действия которого обжалуют;
- Описание незаконных действий (бездействий);
- Обоснование жалобы;
- Номер из реестра контрактов или договоров.
Первые 2 пункта заполняют автоматически из сведений ЕИС. После завершения внесения информации, она подлежит проверке и только после этого попадает в реестр.
Порядок формирования и использования реестра жалоб фас
В течение 3 часов после оформления жалобы на портале она проходит проверку после чего появляются реестровая запись. Основания для отказа в регистрации жалобы:
- Заявитель не зарегистрирован в ЕИС;
- Допущено нарушения в порядке оформления, выявленные в ходе автоматизированной проверки;
- Присутствие заявителя в реестре недобросовестных поставщиков.
После размещения жалобы она в течение 1 рабочего дня направляется в полномочный контролирующий орган. После поступления сведений из обращения в учреждение ФАС, оно должно срок до 2 рабочих дней принять одно из следующих решений:
- О принятии жалобы к рассмотрению по существу;
- Об отказе в принятии к рассмотрению в связи с нарушениями требований к порядку подачи жалобы, а также если по заявленным в ней фактам уже принято другое решение суда или контролирующего органа.
В срок до 3 дней после принятия решения по жалобе и выдачи предписания об устранении нарушения, контролирующий орган обязан внести соответствующую информацию в реестр. Он размещает в нем:
- Сведения об итогах рассмотрения заявления, о выдаче предписания, об использовании или неиспользовании сведений из ЕИС;
- Решение по жалобе в виде электронного документа или образа печатного документа.
В течение 3 часов после получения ответа, инициатору жалобы автоматически направляют уведомление через ЕИС. Если предписание ФАС не исполняют в течение 3 дней после его вынесения, в реестр вносят запись об этом. В тот же срок отражают в реестре информацию в случае отзыва жалобы.
Итоги
Реестр жалоб ведут на портале ЕИС. В нем фиксируются поданные участниками закупок, аукционов обращения, факт принятия их к рассмотрению, а также вынесенные по итогам решения. Реестр облегчает процесс подачи заявки о нарушении, мониторинг ее рассмотрения и контроля исполнения вынесенного по ней решения.