Минэнерго разрабатывает регламентацию отправки нефтегрузов на Восток и меняет временные правила установления очередности грузоперевозки. Также рассматривается возможность продления на 4-6 лет периода эксплуатации цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов, моторного топлива и нефтехимической продукции, чтобы профилактировать их дефицит.
На сегодня существует проблема периодичности перевозки нефтепродуктов, которая нуждается в комплексном решении при участии всех сторон правоотношений, в том числе путем редактирования законодательной базы. Дело в том, что возможностей БАМ-а и Транссиба не хватает для увеличившихся отправок нефтяных грузов в цистернах на восток.
Однако государство заинтересовано в стабильной отправке именно таких грузов.
Поэтому планируется
- закрепить ответственность участников нефтеперевозки за отказы и просрочки,
- установить четкие периоды согласования документации,
- подключить к программе «ОТП РЖД», позволяющей мониторить логистику со дня поставки продукции (сдачи ее перевозчику) до даты получения в пункте назначения.
Еще в начале 2023 г. крупные НПЗ — Орский («Фортеинвест»), Омский («Газпром нефть»), ТАНЕКО («Татнефть»), Киришский («Сургутнефтегаз») и заводы «Башнефти» (входящие в «Роснефть») — заметили, что «РЖД» отказывается принимать нефтепродукцию к перевозке на Восток. Предприятия опасаются, что такая тенденция отразится на производственных мероприятиях. По результатам январского совещания Минэнерго предоставит в кабмин доклад о проблематике обеспечения вывоза нефтегрузов с заводов «Роснефти» с инициативой изменить временные правила установления очередности грузоперевозки (применяемые в период моратория Правил недискриминационного доступа, определяющих преимущество специальных, пассажирских, ремонтных, почтовых и международных перевозок по сравнению с грузовыми). Грядущая модернизация коснется всех участников рынка.