Досудебная претензия по договору поставки

19.10.2021
0
Грамотно поставленная претензионная работа помогает организации сгладить последствия многих проблем, таких как: срыв сроков поставки, недопоставка, поставка продукции ненадлежащего качества. По закону (ст. 309 ГК РФ) договорные обязательства должны исполняться надлежащим образом в любом случае, однако на практике предприниматели стараются включать в договор статью о порядке предъявления претензии с указанием сроков. При возникновении претензионного случая стороны уже готовы к диалогу и поиску решения проблем по предписанному договором порядку.
Бланк претензии по договору поставки
Проверено экспертом
Бланк претензии по договору поставки
Бланк претензии покупателя о возмещении убытков по договору поставки
Проверено экспертом
Бланк претензии поставщика об оплате товаров по договору поставки
Проверено экспертом
Образец претензии к поставщику о нарушении срока поставки
Проверено экспертом

Досудебная претензия по договору поставки

Согласно ГОСТ Р ИСО 10002-2020 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по управлению претензиями в организациях» термин «претензия» трактуется как «выражение организации неудовлетворенности ее продукцией или услугами, или непосредственно процессом работы с претензиями в ситуациях, где явно или неявно ожидается ответ или решение».

Претензия может быть выражена устно (телефонный звонок, двустороннее совещание, переговоры) или письменно (претензионное письмо, рекламация). В некоторых случаях возможно присутствие третьих лиц – экспертов, посредников. Как правило, такие действия приводят к решению вопроса, и до суда дело не доходит. Ведь каждой уважающей себя компании дорога ее репутация.

Цель составления претензии по договору поставки

Предпочтительней все-таки составлять претензию в письменном виде, не полагаясь на разговоры, сослаться на которые не получится ни в одной инстанции. Письменная претензия составляется с целью:

  1. Официально уведомить контрагента о своей неудовлетворенности.
  2. Зафиксировать дату исполнения обязательства (если в договоре не предусмотрена).
  3. Попытаться урегулировать спор в досудебном порядке.
  4. Собрать письменные свидетельства о выполнении со своей стороны требований п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) об урегулировании споров в досудебном порядке (если он касается данной категории споров).
  5. Обосновать необходимость изменения/расторжения договора.

Если контрагент не удовлетворяет обоснованное требование, можно обращаться в суд.

Важно: если в договоре предусмотрен претензионный порядок, то проведение мероприятий по досудебному урегулированию является обязательным. В противном случае арбитражный суд не будет рассматривать дело.

Основания для составления досудебной претензии

Составление досудебной претензии осуществляется в следующих случаях:

  1. Необходимость ее составления предустановлена федеральным законодательством.
  2. Договором предусмотрено данное действие.
  3. Контрагент не выполняет договорные обязательства в добровольном порядке.

Составляет претензию одна из сторон договора поставки, интересы которого нарушены. Составить ее можно самостоятельно (подпись руководителя обязательна), привлечь штатных юристов (подтверждение полномочий обязательно) или третьих лиц (по доверенности).

Что нужно написать в претензии?

Унифицированной формы досудебной претензии не существует. Этот документ пишется в свободной форме, однако некоторые общепринятые правила необходимо соблюдать. В общем случае претензия сдержит следующие информативные блоки.

  1. Реквизиты предъявителя и получателя претензии, дата составления документа, ссылка на основной договор, «живая» подпись руководителя предприятия.
  2. Описательная часть, в которой излагаются фактические обстоятельства разногласий между сторонами, когда и как были обнаружены нарушения, указываются нарушенные пункты договора.
  3. Резолютивная часть, в которой сформулированы требования автора документа, установлен срок выполнения.
  4. Перечень прилагаемых документов, доказывающих несоблюдение контрагентом своих обязательств.

Внимание: в документе указываются именно те требования к контрагенту, с которыми предполагается обращаться в суд.

Дополнительно необходимо указать сведения, которые, по мнению автора, способствуют более быстрому и правильному рассмотрению жалобы. Также обращается внимание на досудебный характер претензии и право предъявителя обратиться в суд.

Порядок и сроки предъявления претензии

Порядок и сроки предъявления претензий законодательством не предусмотрены, поэтому полезно иметь соответствующий пункт в договоре. При отсутствии такой позиции в контракте закон допускает подачу жалобы в «разумные сроки», которые большинством понимаются как 30 календарных дней.

Передать документ можно следующими способами:

  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • курьером, с обязательным получением отметки о получении;
  • по электронной почте (при наличии у отправителя официально зарегистрированной ЭЦП).

Документ передается на один из адресов, указанный в договоре. Если известен только юридический адрес, значащийся в ЕГРЮЛ, он будет считаться полученным, даже если вернулся с пометкой «адресат не найден».

В суде доказательством соблюдения досудебного порядка служит копия претензии и подтверждающие ее отправку ответчику документы (независимо от того, была ли претензия получена второй стороной).

Что делать после подачи претензии?

Обычно срок рассмотрения требований указывают в договоре или предъявленной претензии (около 20–30 дней).

Как правило, контрагент не обязан отвечать на полученную претензию. Это его право. На практике, если контрагент не реагирует на предъявленную жалобу в течение 30 дней, можно считать, что он отказывается выполнять требования, и предъявитель претензии может обращаться в суд.

Внимание: если контрагент частично удовлетворит требования, то повторную претензию отправлять не нужно, можно сразу обратиться в суд.

Претензионный порядок урегулирования споров по невыполнению обязательств по договору поставки – одна из форм защиты гражданских прав при возникновении конфликта между поставщиком и потребителем. Он позволяет сэкономить время и денежные средства, разрешив конфликт в досудебном порядке.

Оставить комментарий