Акт приема-передачи к договору аренды

21.09.2021
В предпринимательской деятельности нередко случаются споры, возникающие из арендных правоотношений, которые требуют разрешения в суде. В таких случаях правильно составленный и подписанный акт приема-передачи арендованного имущества — тот документ, который поможет пострадавшей стороне выиграть спор.
Образец акта приема-передачи автомобиля по договору аренды
Проверено экспертом
Бланк акта приема-передачи к договору аренды квартиры
Проверено экспертом

Зачем составлять акт приема-передачи к договору аренды

Предприниматели в процессе своей деятельности арендуют различные непотребляемые вещи — например, земельные участки, предприятия, здания, сооружения, оборудование, помещения, транспортные средства.

Законодательством России предусмотрено обязательное подписание актов приема-передачи лишь согласно статьям 655, 659 и 664 ГК РФ. Составление документа о передаче и приеме предприятия, здания или сооружения является обязанностью сторон договора. Стороны не вправе уклоняться от исполнения данной обязанности.

Но целесообразно и в любых других ситуациях аренды составлять и подписывать сторонами акт приема-передачи имущества (в случае получения или возврата его арендодателю), так как именно этот документ подтверждает даты начала и окончания аренды, состояние переданного или возвращенного имущества, необходимость в ремонте, наличие необходимой документации и оборудования.

Опытные бизнесмены, наученные практикой, всегда используют акт приема-передачи при заключении договоров аренды.

Форма акта

Акт приема-передачи является неотъемлемым приложением к договору аренды. Форма акта законом не установлена, он может быть составлен произвольным образом в письменном виде, но должен иметь сведения, позволяющие достоверно установить исполнение договора аренды (передача или возврат имущества), засвидетельствованное сторонами.

В отношении помещения, здания, сооружения при необходимости указываются литеры, а также перечисляется, из каких помещений состоит объект.

В некоторых случаях к акту прилагается экспликация со штриховкой, точно указывающей передаваемые помещения. Такое требование обычно предъявляют государственные органы власти при передаче в аренду помещения (помещений) в здании государственного учреждения.

В акте оценивается состояние объекта и делается заключение о возможности использовать его в соответствии с назначением.

Акт подписывают представители сторон, имеющие на это право в силу владения имуществом на праве собственности, доверенности или устава организации. При большом объеме объекта аренды акт может быть составлен и подписан комиссионно.

Порядок составления и подписания акта

Перед заключением договора аренды и подписанием акта приема-передачи арендатору следует оценить соответствие арендуемого объекта цели аренды, запросить у арендодателя заверенные копии правоустанавливающих документов, разрешительной, проектной документации, в случае необходимости — заключения государственных органов контроля и надзора, техническую документацию на оборудование.

 В акте необходимо отразить наличие или отсутствие нужных документов. Арендатор вправе не подписывать акт приема-передачи до получения документов.

Перечень передаваемых документов, срок передачи документов и срок подписания акта приема-передачи устанавливается договором аренды.

Арендодателю необходимо подготовить акт и подробно описать в нем фактическое состояние объекта аренды и его наполнение, предоставить требуемые документы.

Если акт приема-передачи подписан сторонами без замечаний, это докажет, что на момент передачи имущество соответствовало условиям договора аренды и потребностям арендатора. При наличии спора арендодатель сможет доказать, что именно арендатор ухудшил состояние арендуемого имущества.

Акт, являющийся приложением к договору аренды недвижимого имущества сроком до одного года, подписывается в двух экземплярах, свыше одного года — в трех.