Должностная инструкция учителя начальных классов
Чем отличается учитель начальных классов от других педагогов
Учитель начальных классов оказывает огромное влияние на дальнейшую образовательную деятельность детей. Начальная школа является своего рода подготовкой вчерашних дошколят к более серьезному обучению в старших классах. Поэтому особенность работы учителя в начальной школесостоит в том, чтоименно он формирует у детей умение и желание учиться. Большая часть первоклассников не знает правил поведения, установленных в школе,как нужно работать с учебниками и тетрадями, как выполнять задания в паре или группе, как общаться с одноклассниками и другими учителями, даже элементарнокак вести себя во время уроков и на переменах. Всему этому детей нужно обучать. А берет на себя эту миссию как раз учитель начальных классов.
Бланки: Эффективный контракт учителя школыОн должен не только обучить младших школьников конкретным дисциплинам (математике, русскому языку и другим), но и заниматься их воспитанием, прививать им семейные, гражданские ценности, доброжелательное отношение к окружающим людям, готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки и достигать намеченных целей. Для этого нужна комплексная работа, которая обычно выходит за рамки начальной школы. Поэтому учитель начальных классов часто работает совместно с другими специалистами, например, психологами, дефектологами, а также с родителями детей.
Таким образом, главная задачаучителя начальных классов – создать необходимые условия для развития детей. Поэтому содержание должностной инструкции учителя начальных классов регулируется государством, в частности, при ее составлении нужно учитывать требования ФГОС и профстандарта.
Должностная инструкцияучителя начальных классов по ФГОС
При составлении должностной инструкцииучителя начальных классов нужно руководствоватьсятребованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897. Он представляет собой совокупность требований к основному общему образованию в России и регулирует взаимоотношения, возникающие при реализации основнойобразовательной программы.
Стандарт указывает, что учитель начальных классов должен иметь определенную профподготовку и быть компетентным в сфере школьного образования. Наличие необходимых знаний и умений позволит ему качественно выполнять свои должностные обязанности.
По ФГОС учитель начальных классов должен понимать:
- особенности организации работы со школьниками;
- закономерности становления и развития ребенка, его деятельности;
- теорию и педагогические методики развития детей.
Также он должен уметь:
- организовывать самостоятельную и совместную образовательную деятельность школьников;
- планировать и реализовывать образовательную программу;
- корректировать образовательный процесс по итогам проведенного мониторинга, учитывая особенности развития каждого ребенка;
- выполнять рекомендации узких школьных специалистов, например, логопеда, психолога, дефектолога;
- выстраивать в рамках образовательного процесса взаимоотношения с родителями учеников;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями.
Специфика работы учителя начальных классов и требования ФГОС указывают на необходимость специальной профподготовки и регулярного повышения квалификации (изучение методлитературы, участие в семинарах и вебинарах, освоение новых методов и технологий воспитания и обучения детей и так далее). Педагог должен знать приоритетные направления развития образования в нашей стране, законодательные акты, которые регулируют образовательную деятельность, а также права ребенка. Все это отражается в должностной инструкции учителя.
Форма должностной инструкции учителя начальных классов
Унифицированной или обязательной к применению формы должностной инструкции учителя начальных классов нет, поэтому ее можно разработать самостоятельно. Должностная инструкция учителя начальных классов составляется по общим правилам, здесь никаких отличий нет. Форму должностной инструкции может довести учредитель (вышестоящая организация) до своих подведомственных учреждений. Но чаще всего администрация школы разрабатывает ее самостоятельно.
Бланки: Трудовой договор учителяВ состав документа можно включить следующие разделы.
Общий раздел.В этом разделе в первую очередь указывают: нормы трудового законодательства, ФГОС и профстандарта, а также санитарно-эпидемиологические требования. Прописывают порядок принятия и увольнения, а также требования к претенденту на должность, в частности:
- образование, требования к профессиональной компетенции, знаниям и умениям учителя (см. выше описание профстандарта «Педагог»);
- здоровье – учитель начальных классов должен быть здоровым, поскольку достаточно много времени проводит с детьми,поэтому он должен иметь личную медкнижку, проходить предварительный (при устройстве на работу) и последующие периодические медосмотры, психиатрическое и наркологическое освидетельствование, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, а также своевременно вакцинироваться и прививаться.
- ограничения (см. выше по ст. 331 ТК РФ).
Далее нужно определить схему административного и функционального подчинения учителя в процессе трудовой деятельности, а также указать непосредственного руководителя, например, заместителя директора. Не забудьте указать, что учитель ведет педагогическую деятельность в школе согласно данной должностной инструкции. Также перечислите законы, подзаконно-правовые, локально-нормативные акты, которыми должен руководствоваться педагог при осуществлении образовательной деятельности.
Должностные функции и обязанности учителя начальных классов. Перечень непосредственных трудовых функций и действий можно взять из профстандарта «Педагог», а также дополнить обязанностями, исходя из особенностей школы.
Права учителя начальных классов. Педагог начальных классов имеет права на:
- нормальные условия труда;
- своевременную оплату своего труда;
- информирование администрацией школы обо всех внутренних приказах и распоряжениях, которые его непосредственно касаются;
- участие в инновационной и творческой деятельности школы;
- внесение предложений по улучшению условий труда, совершенствованию образовательного процесса;
- своевременное повышение квалификации;
- право на защиту чести и достоинства.
Ответственность за нарушения. В этом разделе прописывают перечень нарушений и виды ответственности, которую педагог несет за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, причинение школе материального ущерба. Рекомендуем указать на конкретные сферы деятельности учителя, например:
- жизнь и здоровье детей;
- реализация образовательных программ;
- сохранность школьного имущества;
- соблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм;
- своевременное прохождение медосмотра.
Взаимоотношения и связи по должности. Здесь необходимо определить схему взаимоотношений учителя начальных классов с администрацией школы, родителями учеников и другими членами коллектива (учителями, узкими педагогическими специалистами, медработниками и так далее).
Обычно еще указывают, что учитель должен участвовать в различных мероприятиях, проводимых в школе (педсоветах, семинарах, вебинарах, совещаниях). Также определяют порядок обмена информацией с администрацией школы.
Еще можно добавить раздел, который будет регламентировать режим работы педагога.А можно просто ограничиться фразой «Режим работы учителя начальных классов определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка в МАОУ СОШ № 52».
Кто утверждает должностную инструкцию учителя начальных классов
Должностную инструкцию учителя начальных класссов утверждает руководитель образовательного учреждения – директор школы. Она должна быть обязательно подписана сотрудником – учителем.
Таким образом, должностная инструкция учителя начальных классов – все же обязательный документ для обеих сторон трудовых отношений, поскольку педагог несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Она разрабатывается каждым учреждением самостоятельно. Унифицированной формы документа не существует, но при составлении следует учесть требования ФГОС и профстандарта «Педагог».