Как получить лицензию на утилизацию отходов

15.03.2024
0
Лицензия на утилизацию отходов – документ, позволяющий компании или предпринимателю заниматься переработкой опасных отходов. Чтобы получить лицензию соискатель должен соответствовать ряду установленных требований. О том, что это за требования, а также о порядке получения лицензии читайте в этой статье.

Нужна ли лицензия на работу с отходами

Отходы – это вещества или предметы, которые образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, и которые предназначены для удаления и подлежат удалению. Они различаются по составу, агрегатному состоянию и влиянию на окружающую природу. Условно их можно разделить на опасные и неопасные. Основным критерием отнесения отходов к тому или иному классу опасности является степень вредного воздействия на окружающую среду.

Порядок обращения с отходами зависит от класса опасности отходов. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Классификация отходов-таблица

Класс отходов

Степень опасности

Описание

1 класс 

Чрезвычайно опасные отходы

Отходы, которые могут нанести серьезный вред людям и окружающей среде.

Это отходы в виде ртути, плутония, свинца, талия и других подобных веществ. К ним относят люминесцентные лампы, битые термометры с остатками ртути и пр.

2 класс 

Высокоопасные отходы

Высокая степень вредного воздействия на природу, нарушение экологического баланса. Период восстановления составляет от 30 лет.

К этому классу относятся вещества, которые образуются на предприятиях транспортной, нефтеперерабатывающей или химической промышленности. Например, фенолы, мышьяк, литий, серная кислота, сурьма, синильная кислота и пр.

3 класс 

Умеренно опасные отходы

Баланс в природе после их изъятия восстановится только через 10 лет.

В этой категории: навоз свиней, помет куриный, утиный, отходы сепарации природного газа, шламы буровые при добычи нефти, природного газа.

4 класс 

Малоопасные отходы

Низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3 лет.

Сюда относится автомобильные покрышки, изделия с содержанием древесных опилок (плиты ДВП, ДСП), использованная продукция с содержанием черных металлов, бронзы, чугуна.

5 класс 

Практически неопасные отходы

Их угроза окружающей среде стремится к нулю.

Сюда относится кирпичный и керамический бой, соломенная и древесная зола, большинство пищевых отходов.

Все отходы, образующиеся в рамках хозяйственной или иной деятельности юрлиц или физлиц, подлежит классификации по классу опасности, паспортизации и внесению в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. В нем содержится перечень видов отходов, систематизированных в зависимости от их происхождения, условий образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. ФККО постоянно пополняется новыми разновидностями отходов.

Переработкой опасного мусора могут заниматься только лица, имеющие на это специальное разрешение - лицензию. Государственная лицензия означает, что деятельность лицензиата соответствует законодательству, и он вправе заниматься данной работой.

Ответственность за работу без лицензии

За осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) виновных лиц ждет наказание – штраф (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • для граждан в размере от 2 000 руб. до 2 500 руб. с конфискацией орудий производства и сырья или без таковой;
  • для должностных лиц - от 4 000 руб. до 5 000 руб. с конфискацией или без таковой;
  • для юрлиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией или без таковой.

Уголовное законодательство также предусматривает наказание за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ). Осужденный наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере дохода за период до 2-х лет, либо работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6-ти месяцев. Если деяние совершено группой лиц, то наказание строже - вплоть до лишения свободы на срок до 5-ти лет.

Законодательное регулирование бизнеса на утилизации отходов и лицензирования утилизации отходов

Основными нормативными актами, регулирующими деятельность, связанную с переработкой отходов, а также правила получения лицензии на такую работу, являются:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее - Положение о лицензировании);
  • Приказ Росприроднадзора от 26.07.2021 № 464 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования…» (далее – Административный регламент).

Кому и в каких случаях нужно получать лицензию

Лицензию на работу с отходами может получить любое юрлицо, вне зависимости от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 2290 лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • сбор отходов - прием отходов от физлиц и юрлиц в целях дальнейших их обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования и размещения;
  • транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юрлица или ИП либо предоставленного им на иных правах;
  • обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
  • утилизация отходов – использование отходов для повторного применения, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки;
  • обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду;
  • размещение отходов предполагает их хранение и захоронение. Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев. Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Если соискатель собирается осуществлять несколько или все перечисленные виды деятельности, то лицензия выдается одна, а в ней указываются выбранные направления (виды работ в составе лицензируемого вида деятельности).

Нужна ли лицензия на утилизацию отходов

Утилизация отходов является одним из этапов переработки опасного мусора. Согласно положения законодательства об отходах, утилизация означает использование отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, то есть повторное их применение. Законодатель различает следующие виды утилизации:

  • Рециклинг – использование отходов по прямому назначению еще раз.
  • Регенерация – возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки.
  • Рекуперация – извлечение из отходов полезных компонентов и отдельных частей для их повторного применения, в том числе в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов).

Утилизация отходов может осуществляться как отдельно, так и в рамках полного цикла переработки отходов. В любом случае деятельность по утилизации отходов требует наличия лицензии.

Самостоятельная утилизация отходов

В современных условиях все государства вынуждены уделять все больше внимания именно процессу утилизации отходов, то есть возможности повторного их использования.

Так, в законодательстве нашей страны появилось правило, согласно которому юрлица, некоторые товары, импортирующие новые товарв из третьих стран или ввоз из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров и упаковки в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством (ст. 24.2 Закона об отходах).

Среди таких товаров: одежда, изделия текстильные, из бумаги, из картона, нефтепродукты, шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины, стекло, изделия из стекла и т. п. Полный перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, а также нормативы утилизации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2414.

Самостоятельное обеспечение утилизации подразумевает утилизацию на собственной площадке или же передачу отходов по договору организации, которая имеет лицензию на утилизацию отходов.

Юрлица и ИП, осуществляющие утилизацию отходов, должны быть внесены в реестр утилизаторов, который ведет Росприроднадзор (п. 1 ст. 24.2-2 Закона об отходах). Только тогда осуществляемая ими утилизация будет признана законной и выполненной.

Включение в реестр осуществляется на основании поданного в Росприроднадзор заявления. Форма заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 № 2400 «Об утверждении Правил ведения реестра…». Заявление также является основанием для проведения в отношении заявителя выездной проверки для оценки достоверности предоставляемых сведений.

Когда лицензия не нужна

Как уже было отмечено выше, предприятия, на которых образуются отходы, могут перерабатывать их самостоятельно (при наличии разрешительных документов), либо передать эти функции сторонней организации, имеющей соответствующую лицензию.

Без дополнительных разрешительных документов юрлица и предприниматели могут только накапливать отходы. Накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.

Также не нужно получать лицензию на утилизацию отходов 5 класса опасности. Отходы этого класса не считаются опасными и обращение с ними не подлежит лицензированию деятельности по обращению с отходами.

Кто выдает лицензии

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и его территориальные органы.

Территориальные органы лицензируют деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемую на территориях соответствующих субъектов РФ (п. 12 Административного регламента).

Если деятельность предполагается осуществлять в нескольких субъектах РФ, в границах которых осуществляют свои полномочия разные территориальные органы Росприроднадзора, то заявление о предоставлении лицензии следует направлять в центральный аппарат Росприроднадзора (п. 11 Административного регламента).

В некоторых случаях Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может передать свои полномочия другому ведомству (ст. 5.1 Закона об отходах). Например, в Московской области лицензии, в том числе, на утилизацию отходов 1-4 опасности выдает Министерство ЖКХ области согласно Соглашению между Росприроднадзором и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области части полномочий в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, утв. распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 № 1646-р.

Форма лицензии на вывоз отходов

С 2021 года лицензии в бумажном виде на территории РФ не выдаются. Фактом предоставления лицензии является внесение соответствующей записи в реестр лицензий (п. 3 ст. 9 Закона № 99-ФЗ). 

Перечень юрлиц и ИП, имеющих лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, размещен в реестре лицензий на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в разделе «Деятельность», вкладка «Регулирование в сфере обращения с отходами» - «Лицензирование» по адресу https://rpn.gov.ru/licences/.

Реестр лицензий Росприроднадзора на утилизацию отходов является публичным, доступен всем заинтересованным лицам без ограничений. В реестре содержится информация о юрлице (ИП), о виде деятельности, о виде отходов и классе их опасности. Сведения из реестра можно получить, введя один из параметров: ИНН или ОГРН организации, ОГРНИП предпринимателя.

Все действия по переоформлению лицензий, дополнению, аннулированию отражаются в реестре лицензий.

Общие требования к соискателю лицензии

Чтобы получить лицензию на сбор, утилизацию, транспортировку отходов соискатель должен соответствовать ряду условий, установленных законом для работы с отходами.

В зависимости от планируемого вида деятельности к соискателю будут предъявляться различные требования. Общими для всех видов деятельности являются:

  • наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих соискателю на законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам используемых помещений, зданий;
  • наличие у соискателя или его работников профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного соответствующими документами (ст. 15 Закона об отходах).

Иные специальные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, содержатся в Постановлении о лицензировании.

Что требуется для получения лицензии на утилизацию отходов 1-4 класса

Чтобы получить лицензию на утилизацию отходов 1 - 4 класса опасности, соискателю потребуется подтвердить:

  • наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на законном основании. Здания и сооружения должны соответствовать требованиям ст. 11 Закона об отходах;
  • наличие необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на законном основании;
  • наличие у соискателя - ИП и работников соискателя лицензии профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями ст. 15 Закона об отходах;
  • наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (закон от 14.07.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»);
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;

Стоит отметить, что процессу утилизации предшествует такие виды обращения с отходами, как сбор, транспортирование и обработка (предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации). Это значит, что организации (ИП) возможно потребуется получать лицензию не только на утилизацию, но и на сбор и обработку отходов.

Как получить лицензию на утилизацию отходов

Процедура получения лицензии утилизацию отходов 1-4 класса опасности в общем виде выглядит так же, как и получение лицензии на остальные виды обращения с отходами:

  1. Подготовка пакета документов, в том числе с описанием процесса деятельности предприятия и необходимые экологические документы.
  1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности организации (ИП) санитарным нормам и правилам (Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах…»).
  2. Прохождение государственной экологической экспертизы в уполномоченном органе власти в соответствующем субъекте РФ (Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»).
  3. Подача заявления с пакетом документов в Росприроднадзор (иной орган власти осуществляющий лицензирование данной деятельности).
  4. Прохождение проверки и получение лицензии.

Оформляем заявление на лицензию

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган по установленной форме заявление о предоставлении лицензии на утилизацию отходов 1 - 4 класса опасности. Заявление составляют по утвержденной форме (см. Приложение № 1 к Административному регламенту № 464).

Что написать в заявлении на лицензию

Сведения, которые нужно указать в заявлении, перечислены в п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании.

Прежде всего, это информация о соискателе:

  • для юрлица - полное и (при наличии) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование (при наличии), организационно-правовая форма юрлица (ООО, АО и т.п.), адрес его места нахождения, номер телефона и (при наличии) адрес электронной почты юридического лица;
  • для индивидуального предпринимателя – Ф.И.О., адрес места жительства, паспортные данные, номер телефона и (при наличии) адрес электронной почты.
  • ОГРН или ОГРНИП, а также данные документа, который подтверждает внесение сведений о компании или предпринимателе в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговом органе;

Далее соискатель заполняет таблицу, в которой указывает:

  • Перечень видов отходов, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО): наименование отходов (группы, подгруппы), код и класс опасности.
  • Перечень работ, которые планируется осуществлять, согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ № 2290. Можно указать не один вид работ, а несколько, например, сбор, транспортировка и утилизация отходов.
  • Адрес (адреса) места осуществления деятельности.

В заявлении также надо указать:

  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий/помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ. Выдается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека.
  • реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении документации на работы;
  • реквизиты разрешения на строительство или ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при необходимости);
  • реквизиты документов о прохождении профессионального обучения или дополнительного профобразования, выданных соискателю лицензии -   ИП и работникам, заключившим с соискателем трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами.

Отдельно заполняют опись передаваемых документов.

Заявление подписывает заявитель или уполномоченное лицо. Также в заявлении следует сделать отметку, указывающую в каком виде хотелось бы получить информацию по вопросам лицензирования, а также нужна ли выписка из реестра лицензий.

Какие документы необходимо приложить к заявлению

К заявлению следует приложить копии:

  • доверенности или иного документа (приказ, распоряжение о назначении руководителя), подтверждающего полномочия лица, подающего заявление;
  • учредительных документов (устав, учредительный договор и т.д.);
  • документов, подтверждающих наличие у заявителя на законном основании необходимых земельных участков, зданий, сооружений, помещений или строений (например, свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.п.);
  • документов, подтверждающих наличие у заявителя необходимых технических средств (оборудования, установок), а также правоустанавливающие документы на такое оборудование и (или) установки;
  • технической документации (паспортов) на оборудование и (или) установки;
  • документов, подтверждающих наличие на объекте работников, имеющих необходимую квалификацию (трудовые договоры, распорядительные документы);
  • документов, подтверждающих квалификацию вышеуказанных работников.

Обратите внимание! Лицензирующий орган не вправе требовать от заявителя предоставления иных сведений и документов, не предусмотренных ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Порядком о лицензировании.

Госпошлина за получение лицензии

За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 333.33 НК РФ).

Однако, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 (в редакции от 23.12.2023 № 2269), за предоставление лицензии по заявлениям, поданным c 1 января 2024 г. по 31 декабря 2029 г., государственную пошлину уплачивать не надо.

Как подать документы

Как указано в п. 25 Положения о лицензировании, заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, соискатель лицензии подает в форме электронных документов через портал Госуслуг (ЕПГУ) и подписывает указанные документы усиленной квалифицированной электронной подписью.

Однако, следует отметить, что Административный регламент позволяет подавать заявительные документы непосредственно в Росприроднадзор или направлять их в адрес ведомства заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 35 Административного регламента).

Отказ в приеме заявления

Лицензионный орган может отказать в приеме документов. Отказ в приеме заявления и документов возможен по следующим причинам (п. 40 Административного регламента):

  • заявление подано лицом, не имеющим прав на подписание заявления, или не относящимся к категории заявителя (например, заявление подано физлицом, не имеющим статус индивидуального предпринимателя);
  • заявление и приложенные документы не поддаются прочтению;
  • отсутствует опись документов или отсутствуют документы, указанные в описи.

Если документы поданы в электронном виде, то основаниями для отказа в приеме документов могут быть:

  • отсутствие подтверждения действительности квалифицированной электронной подписи;
  • отсутствие описи документов или отсутствие документов, указанных в описи.

Если лицензирующий орган отказал в приеме заявления, необходимо исправить недочеты, послужившие причиной отказа, и подать заявление с пакетом документов заново. 

Порядок рассмотрения заявления на лицензию по утилизации отходов

Если заявление и приложенные к нему документы соответствуют всем требованиям и содержат всю необходимую информацию и сведения, лицензирующий орган проводит проверку заявления (п. 12(1) Положения о лицензировании).

Проверка производится в 2 этапа:

  1. Проверяется полнота и достоверность предоставленных документов и сведений. На этом этапе лицензирующий орган вправе запросить необходимые или недостающие документы у соответствующих государственных органов или у заявителя.
  2. Проводится выездная оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям (лицензионный контроль).

Сроки проведения проверки и принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении установлены п. 23 Положения о лицензировании. Для каждого вида работ сроки разные. Для работ по утилизации отходов этот срок не должен превышать 30 рабочих дней. Если соискатель лицензии направляет заявление об осуществлении 2 и более видов работ, то срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов работ, указанному в заявлении соискателя.

Приостановка рассмотрения заявления

Лицензирующий орган может приостановить рассмотрение заявления (п. 42 Административного регламента). Причины для этого могут быть следующими:

  • предоставленные документы оформлены с нарушением требований;
  • к заявлению приложены не все документы.

Приостановка по иным причинам невозможна.

В случае приостановки рассмотрения заявления лицензирующий орган должен направить заявителю решение о приостановке не позднее 3-х дней с момента принятия заявления (п. 81 Административного регламента). В решении должно быть указано, какие нарушения допущены, какие сведения или документы нужно предоставить. Максимальный срок приостановки - 30 календарных дней.

Если заявитель не устранит нарушения в течении срока приостановки, лицензирующий орган возвращает заявителю поданное заявление и приложенные к нему документы без дальнейшего рассмотрения.

Окончание проверки и оформляемые документы

По окончании проверки лицензирующий орган:

  • Принимает положительное решение и выдает лицензию. Решение о предоставлении лицензии принимается в форме приказа (распоряжения). В этом случае в реестр лицензий вносится соответствующая запись (п. 119 Административного регламента).
  • Отказывает в предоставлении лицензии. Решение также оформляется приказом или распоряжением лицензирующего органа, с указанием мотивированных причин отказа. Отказ может быть оспорен заявителем во внесудебном (подача жалобы в вышестоящий орган) или судебном порядке.

Запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения. В течение 3 рабочих дней после дня внесения записи заявителю направляется уведомление о предоставлении лицензии, содержащее ссылку на сведения о предоставлении лицензии из реестра лицензий, размещенные в сети Интернет. Уведомление может быть направлено на адрес электронной почты или посредством личного кабинета на ЕПГУ (п. 120, п. 121 Административного регламента). Одновременно с уведомлением может быть направлена выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, если на необходимость ее получения указано в заявлении о предоставлении лицензии (п. 119 Административного регламента).

Срок действия лицензии

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 99-ФЗ днем предоставления лицензии является день внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий.

Срок действия лицензия не устанавливается, лицензия является бессрочной. Однако, если заявитель меняет виды осуществляемых работ или место деятельности, эти изменения должны быть внесены в лицензию (на основании соответствующего заявления, подаваемого предприятием или ИП в лицензирующий орган) и отражены в реестре лицензий. 

Обращение с медицинскими отходами

Отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются профильным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

Под медицинскими отходами согласно ст. 49 Закона № 323-ФЗ понимаются все виды отходов (анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические), образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Медицинские отходы делятся на 5 классов по характеру и степени их воздействия на экологию и население. Правила обращения с медотходами зависят от вида отходов.

Порядок обращения с различными видами медотходов регулируется СанПиНом 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам. Это отходы, не контактировавшие с заражёнными людьми или биоматериалами. В класс «А» входят:

  • пришедшие в негодность, использованные канцелярские принадлежности, документы и иная макулатура;
  • упаковки;
  • вышедшая из строя мебель, инвентарь;
  • мусор, остающийся после уборки помещений и открытых территорий;
  • пищевые остатки;
  • средства, предметы гигиены и ухода за людьми с незаразными болезнями (использованные подгузники, туалетная бумага, подкладные одноразовые пелёнки).

Класс «Б» – эпидемиологически опасные. Они несут потенциальную опасность, так как контактировали или могли контактировать с заражёнными людьми. В эту группу входят:

  • инструменты, медицинские принадлежности или материалы со следами крови либо прочих заражённых биологических жидкостей с возможными патогенными микроорганизмами;
  • патологоанатомический, послеоперационный мусор, включая бинты, ткани, внутренние органы (остаются после оперативных вмешательств, вскрытий инфицированных людей);
  • мусор после диагностических, фармацевтических, иммунологических и микробиологических производств, предполагающих взаимодействие с микроорганизмами из 3-й и 4-й групп патогенности (это условно-патогенные вирусы и бактерии, а также вызывающие неопасные инфекции);
  • потенциально загрязнённые инфицированными биоматериалами медотходы из фтизиатрических отделений.

Класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные. Это отходы, которые могут спровоцировать вспышки эпидемий:

  • мусор после диагностических, фармацевтических, иммунологических и микробиологических производств, предполагающих работу с микроорганизмами из 1-й и 2-й групп патогенности (это возбудители крайне заразных и опасных инфекционных болезней);
  • живые вакцины, которые не могут быть использованы;
  • остатки фармакологических производств;
  • контактировавший с больными мусор из фтизиатрических медучреждений, в которых проводится противотуберкулёзная терапия;
  • созданные в медицинских или научных целях генетически модифицированные организмы;
  • остатки деятельности лабораторий, в которых сотрудники работают с возбудителем туберкулёза.

Класс «Г» – токсикологически опасные отходы, приближенные по составу к промышленным. Это:

  • препараты, антисептические растворы с истёкшим сроком хранения;
  • лекарства для лечения онкологических болезней – химиопрепараты, цитостатики;
  • отходы после производств медикаментов со сложным химическим составом;
  • оборудование, предметы, которые содержат ртуть (например, ртутные термометры);
  • осветительные, дезинфицирующие приборы, пришедшие в негодность.

Класс «Д» – радиоактивные отходы. В категорию с маркировкой «Д» могут входить любые инструменты, расходники, приборы и прочие предметы, в которых превышена концентрация радионуклидов. Такие медицинские отходы есть в больницах, в которых проводится рентгенологическая диагностика или лучевая терапия, а также в экспериментальных и исследовательских центрах, изучающих влияние радиации.

В каждом лечебно-профилактическом или фармацевтическом учреждении разрабатывается и утверждается система обращения медицинских отходов различных классов опасности. Утилизация медицинских отходов осуществляется в зависимости от их класса.

Нужна ли лицензия на утилизацию медицинских отходов

Согласно п. 157 СанПиН 2.1.3684-21 медотходы класса Г – это отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 – 4 классов опасности).

Согласно п. 161 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с медотходами класса Г осуществляется в соответствии с требованиями главы X СанПиН 2.1.3684-21, а согласно п. 205 указанного СанПиН, транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 2290 предприятия, которые занимаются утилизацией отходов I–IV классов опасности, обязаны иметь лицензию. Медицинские отходы класса Г представляют собой опасные отходы I — IV классов опасности. Поэтому, для утилизации отходов класса Г необходима лицензия на утилизацию отходов, выданная Росприроднадзором.
При этом, лицензия должна позволять выполнять именно те виды работ, проведение которых обеспечивает исполнение требований вышеприведенного СанПиН.

Медицинские отходы класса Б и В являются биологическими отходами, содержащими возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять опасность для здоровья людей и окружающей среды.

Обращение с медицинскими отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1 - 2 классов опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г (п. 160 СанПиН 2.1.3684-21). То есть, в таких случаях для утилизации отходов класса Б и В тоже нужна лицензия.

Нужна ли лицензия для утилизации биологических отходов

Биологические отходы относятся к одним из наиболее опасных видов отходов. Для сбора и утилизации биологических отходов существуют определенные правила (см. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 № 400). Неправильно проведенная утилизация, способна привести к развитию множества инфекционных заболеваний и вспышке той или иной эпидемии.

Биологическими отходами являются:

  • трупы животных и птиц, в том числе лабораторных;
  • абортированные и мертворожденные плоды;
  • ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
  • другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Соответственно, для утилизации биологических отходов требуется лицензия. В этой лицензии также должны быть указаны те виды работ, выполнение которых позволит соблюсти требования Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 № 400.

***

Таким образом, оформление разрешительного документа на утилизацию отходов является непростым мероприятием и занимает достаточно много времени. Перед тем, как подать документы в лицензирующий орган придется совершить достаточно много подготовительных действий: подготовить площадку для работы, закупить или арендовать оборудования для работы с мусором, нанять персонал и провести его обучение, получить положительное заключение Роспотребнадзора и Росприроднадзора.

Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

0
Задать вопрос редакции
Оставить комментарий