Санитарные правила о проветривании в образовательном учреждении
Какие санитарные нормы о проветривании обязано применять образовательное учреждение? Эти правила содержатся с следующих документах:
- Санитарно-эпидемиологические требования к школам, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), применяются с 01.01.2021.
- СанПиН 1.2.3685-21, отражающий ряд гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2, применяется с 01.03.2021.
- Для обеспечения комплексной безопасности в общеобразовательных организациях разработаны Методические рекомендации, направленные Письмом Минкомсвязи России от 10.04.2020 N ЛБ-С-088-8929.
С быстрым распространением коронавирусной инфекции в санитарные нормы для образовательных учреждений внесены изменения, будем надеяться, временные. Так, до января 2024 года действует СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с изм. на 20.06.2022.
Зачем необходимо проветривание кабинетов школе по СанПин
Воздух помещений содержит вещества, которые выделяются в процессе жизнедеятельности людей от кожи, грязной одежды, пищи. Воздух закрытых помещений всегда содержит пыль, частицы которой легко проникают в дыхательные пути ребенка и раздражают его слизистую. Кроме того, от количества одновременно находящихся в помещении людей и длительности их пребывания напрямую зависит качество воздуха в помещении - повышается температура, относительная влажность воздуха и концентрация углекислого газа.
Углекислый газ негативно сказывается на деятельности головного мозга и уменьшает концентрацию внимания.
Присутствующие в классе больные дети при кашле и чихании выделяют в воздух бактерии и вирусы, чем могут заразить других.
Влажность и скорость движения воздуха также играют большую роль в теплообмене окружающей среды и ребенка. Отопление в холодный период сильно сушит воздух в помещении, отчего у ребенка быстро пересыхают слизистые оболочки рта и носа и возникают предпосылки к инфекционным заболеваниям. И пониженная и повышенная влажность воздуха отрицательно сказываются на организме учащихся.
Исходя из всего вышеперечисленного, важно поддерживать оптимальный режим микроклимата и своевременно обновлять отработанный воздух. Делать это нужно в соответствии с установленными санитарными требованиями.
Проветривание помещений в школе: виды и правила
Все помещения школы необходимо ежедневно проветривать. Это не сложный, но очень важный процесс. В помещении, где присутствует свежий воздух, ребенку легко сосредоточиться и воспринимать новую необходимую информацию. Кроме того, проветривание является хорошим средством профилактики инфекционных заболеваний, исключая скапливание болезнетворных вирусов и бактерий в застоявшемся воздухе
Проветривание проводят во время перемен.
Виды проветривания:
- Естественное,
- Сквозное.
Кроме того, в школе должна быть приточно-вытяжная вентиляция.
Естественное проветривание в школе
Под естественным проветриванием понимается процесс воздухообмена внутри помещения, который происходит самостоятельно и без вмешательства человека.
Происходит оно ввиду разницы уличной температуры и температуры в классе несколькими способами:
- Через поры материала стен. Такой приток воздуха практически незаметен и зависит от материала стен. Лучше всего воздух проникает через кирпичные и деревянные конструкции. Внутренняя отделка стен (покраска, оклейка) способны снизить воздухопроницаемость.
- Через межконструкционные отверстия и зазоры, но такие воздушные потоки незначительны.
- Через дверные проемы и оконные рамы. Причем, через деревянное окно кислорода проникнет больше, нежели через пластиковое, которое будет блокировать свежий воздух.
- Через фрамуги и форточки. Они являются основным источником естественной вентиляции. В соответствии со стандартами общая их площадь должна быть не менее 2% всей площади пола.
Согласно статистике средняя площадь форточек в классе около 1 кв. метра. В классе, как правило, три окна и, согласно требованиям, два из них должны иметь форточки по 0, 5 кв. метра, расположенные в верхней части. Минимальное открытие форточки должно составлять 45 градусов. При этом внутренняя створка должна открываться внутрь вниз, а наружная – наружу вверх. Неверная установка форточек повлечет неправильную циркуляцию воздуха.
Стоит учесть, что одному ребенку необходимо 4 куб.м воздуха в течение учебного дня и для нормальной учебной деятельности естественной вентиляции недостаточно.
Чем сильнее ветер и разница температур внутри и снаружи помещения, тем сильнее происходит естественное проветривание.
Сквозное проветривание кабинетов
Говоря о сквозном проветривании помещений в школе, необходимо учитывать, что осуществлять его следует до начала учебных занятий и после их окончания. Если в учреждении дети обучаются в две смены, то сквозное проветривание проводится после каждой смены.
Определяя продолжительность сквозного проветривания, необходимо учесть погодные условия, эффективность отопления, направление и скорость ветра. Допустимо при проветривании кратковременно снижать температуру воздуха в помещении не более чем на 2°С.
Помещение для проведения физкультурных и иных спортивных занятий должно быть хорошо проветриваемым.
Кроме того, недопустимо проводить сквозное проветривание
- в присутствии детей,
- через туалетные комнаты.
Сквозное проветривание не используется часто, но позволяет в считанные минуты наполнить помещение свежим воздухом.
Нормы проветривания в школе
Правилами СанПиН определена оптимальная температура в учебных классах, которая должна быть в пределах 18 - 24 °С. В помещениях спортивного зала, мастерской и иных помещениях для секционных занятий, допустимый температурный режим должен составлять 17-20°С. Также, во всех помещениях для занятий допустима относительная влажность воздуха в пределах 40-60%.
Таким образом, проветривание должно добиваться этих целей.
Приточно-вытяжная вентиляция в помещениях школы
Ряд классов – те, где установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, обязательно оборудуются вытяжной вентиляцией.
Складские, санитарно-бытовые помещения оборудуются раздельными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и (или) естественным побуждением, которая позволяет регулировать температуру и влажность в помещении. При оборудовании такой системы воздух проходит через решетку и фильтр, где крупные пылевые частицы оседают, благодаря чему создается оптимальный микроклимат.
Частью приточно - вытяжной системы являются калорифер и вентилятор, с помощью которых можно регулировать температуру в помещении и вытяжная вентиляция, служащая для очищения воздуха от углекислого газа.
Такая система является дополнительной к основному проветриванию через окна и не используется часто, хотя является эффективной.
Периодически необходимо проводить осмотр и очистку всей системы и ее составляющих.
Проектирование системы искусственного проветривания происходит с учетом необходимости и периодичности проветривания учебных помещений.
Режим проветривания образовательного учреждения в условиях распространения COVID-19
В дополнение к основным санитарным требованиям, в условиях распространения COVID-19, к школам применяются положения Свода правил СП 3.1/2.4.3598-20, отражающего более значительные ограничения.
О введении таких условий Организация обязана проинформировать законных представителей учащихся не позднее, чем за 1 день.
Помимо соблюдения иных обязательных требований, в школах необходимо регулярно обеззараживать воздух с применением специального оборудования и проветривать помещения с учетом режима работы организации, учебных и тренировочных графиков.
Проветривание рекреаций и коридоров общеобразовательных учреждений должно осуществляться во время уроков. Учебные кабинеты, как правило, допустимо проветривать в перемены.
График проветривания в школе
Для осуществления правильного проветривания необходимо разработать график. Правильно разработанный график проветривания играет большую роль в создании комфортного для занятий климата.
Бланки: График проветривания кабинета в школе по СанПиН
График проветривания разрабатывается с учетом требований СанПин ежегодно. После утверждения его руководителем организации, график доводится до сведения всего коллектива.
Проветривание осуществляется до начала учебных занятий в течение 20 минут. Далее в течение 5-7 минут после каждого урока.
Для своевременного проветривания в отсутствие детей, учитель или дежурный должны приходить в учебный кабинет заблаговременно. Во время проветривания в перемену детям рекомендуется покинуть учебный класс и находится в коридоре, чтобы не простудиться. Повторное проветривание в течение 20 минут проводится после окончания первой смены, при наличии двухсменного графика обучения.
В зависимости от температуры на улице рекомендуется следующая продолжительность сквозного проветривания:
- при температуре ниже -10ºС – 1-1,5 мин в короткие перемены и 5-10 мин в длинные перемены и между сменами;
- -5-10ºС – 1-3 мин и 10-15 мин соответственно;
- 0-минус 5ºС – 2-5 мин и 15-25 мин соответственно;
- 0-плюс 5ºС – 3-7 мин и 20-30 мин соответственно;
- 6-10ºС – 4-10 мин и 25-35 мин соответственно.
Важно учитывать, что температура воздуха в помещении не должна опускаться ниже 14 градусов.
***
Итак, проведение проветривания не требует материальных вложений, а его эффективность в учебный период заметна. При соблюдении графика снижаются случаи заболеваний ОРЗ, ОРВИ, гриппом среди учеников и учителей. При температуре воздуха в классах не выше + 22 С и хорошем насыщении кислородом повышается умственная активность детей, они менее сонливы, более восприимчивы и меньше болеют.
Также важно знать, что о несоблюдении правил проветривания помещений стоит незамедлительно сообщить директору образовательного учреждения.
Больше новостей и полезных советов для бизнеса на нашем телеграм-канале.