Жалоба в ФАС по 223-ФЗ
Для кого допустима подача жалобы в ФАС по 223-ФЗ
Пожаловаться в ФАС насчет нарушения 223-ФЗ может лицо, права и интересы которого были нарушены заказчиком, комиссией по закупкам или оператором электронной площадки. При этом до завершения приема заявок обратиться с претензией может любой, а после этого - только участник конкурса, подавший заявку (ч. 10, 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Право подать жалобу в ФАС есть также у Корпорации малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданных ими компаний. Все указанные субъекты оформляют обращение только при наличии одного из следующих оснований:
- Нарушение заказчиком правил организации закупки согласно закону 223-ФЗ;
- Предъявление не предусмотренных законодательством о конкурентной закупке требований к поставщикам;
- Проведение закупки без размещения соответствующего положения на портале ЕИС;
- Не размещение или размещение неполной информации об объеме закупки на портале;
- Закупка проведена с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.
В иных случаях они не инициируют разбирательство, так как если основания не закреплены законодательно ФАС не будет их рассматривать. Жалобу в отношении закупки у единственного поставщика антимонопольная служба примет от любого субъекта. Заявитель, подавая жалобу должен доказать наличие негативных последствий для себя по оспариваемому факту (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018)).
Жалоба в ФАС по 223-ФЗ: образец, бланк, порядок и сроки составления
Унифицированного бланка нет, жалобу оформляют произвольно с учетом требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В документе обязательно обоснование претензий со ссылкой на нормы закона. Обращение подписывает руководитель компании или уполномоченное им лицо. Если претензию подают в электронном виде, то необходимо наличие ЭЦП.
Обращение направляют в территориальное отделение ФАС, где расположен заказчик. В центральный аппарат ФАС жалобу отправляют в следующих случаях:
- Стоимость закупки свыше 1 млрд. руб.;
- Заказчик перечислен в Приложении к Письму ФАС России от 05.07.2019 № ИА/57470/19 и стоимость поставки свыше 100 млн. руб.
В остальных ситуациях также не запрещено подавать жалобу в центральный аппарат, который либо рассмотрит его самостоятельно, либо направит в нижестоящий орган. В текст жалобы в обязательном порядке включают следующие сведения (п.6 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ):
- Название, адрес, телефон организатора торгов, оператора электронной площадки;
- Данные заявителя: наименование юрлица или ФИО для физлица, адрес, контактный телефонный номер и адрес электронной почты;
- Указание на оспариваемые торги и действия организаторов торгов, конкурсной или аукционной комиссии;
- Список прилагаемых к жалобе документов.
Датой поступления обращения считают день его регистрации в отделении ФАС. Подать жалобу нужно в следующие сроки:
- На действия (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, не позднее 10 дней с момента подведения итогов конкурса;
- Если по итогам конкурса договор не был заключен, то оспаривание проводят в течение 3 месяцев, после даты подведения итогов аукциона.
Пограничный срок для подачи отсчитывают от дня размещения сведений о результатах закупки в ЕИС.
Порядок и срок рассмотрения жалобы в ФАС по 223-ФЗ
Процедура рассмотрения жалобы по Закону № 223-ФЗ приведена в методических рекомендациях из приложения к письму ФАС России от 16.03.2015 № ИА/12337/15. Весь процесс условно делят на 3 части:
- Предварительное рассмотрение: проверка на соответствие утвержденным требованиям к содержанию, подведомственности. На этом же этапе размещают информацию об обращении на официальном сайте ФАС или организатора торгов, уведомляют заявителя о начале рассмотрения и передают жалобу в соответствующую комиссию;
- Рассмотрение по существу: проведение заседания комиссии, заслушивание сторон, изучение материалов дела, совещание участников комиссии и принятие итогового решения;
- Техническое завершение рассмотрения: оформление и подписание решения, направление его копии и предписаний заявителю и нарушителю, размещение на официальном сайте информации об итогах рассмотрения обращения.
Согласно ч.14 ст.18.1 Закона № 135 ФЗ жалоба должна быть рассмотрена антимонопольным органом в течение 7 рабочих дней с даты регистрации. Заявитель имеет право принять участие в заедании комиссии дистанционно или очно. В особо сложных случаях срок проверки продляют решением комиссии еще на 7 дней. Сообщить о принятом по итогам заседания решении и разместить документы на официальный сайтах ФАС должен в течение 3 дней после дня вынесения решения.
Важно! Заявитель вправе письменно отозвать жалобу до дня завершения ее рассмотрения по существу.
Итоги
Жалобу на организаторов торгов и аукционов по госзакупкам вправе подать любое лицо, законные права и интересы которого нарушены. Унифицированного бланка обращения нет, его оформляют произвольно с учетом обязательных требований нормативных актов. Жалобу можно направить лично, через сайт ФАС, почтой или курьером. После ее рассмотрения в утвержденные сроки заявителя уведомляют о принятом решении.