Жалоба в ФАС
В каких случаях необходима подача жалобы в ФАС
Право обратиться с жалобой в ФАС возникает у субъектов, если их законные права и интересы в сфере обеспечения конкуренции, регулирования цен и тарифов, госзакупок и аукционов, закона о рекламе были нарушены (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Граждане и хозяйствующие предприятия (юрлица и ИП) оформляют обращения о допущенных правонарушениях в разных ситуациях.
На что жалуются граждане? |
На что жалуются юрлица и ИП |
|
|
Как подать жалобу в ФАС и какие документы изучить предварительно
Обращение передают в отделение ФАС по месту нахождения нарушителя. Если жалобу подают в отношении злоупотреблений в области рекламы, то направляют его по месту жительства заявителя. Любое обращение вместо территориального отделения можно направить в центральный аппарат ФАС.
Важно! Жалобу обязательно направляют в центральный аппарат ФАС, если стоимость закупки более 1 млрд. руб. или контракт заключен с заказчиком из списка к Приложению к Письму ФАС России от 05.07.2019 N ИА/57470/19 на сумму более 100 млн. руб.
Порядок подачи и рассмотрения обращений для различных оснований регламентируется разными документами. К таким нормативным актам относят:
- При нарушении порядка закупок для государственных и муниципальных нужд - Приказ ФАС России от 19.11.2014 № 727/14;
- При нарушении антимонопольного законодательства - Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339;
- По нарушениях Закона о рекламе - Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922.
Также нужно руководствоваться общими положениями о подаче обращений из Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Все необходимые сведения с адресами, графиками приема подразделений антимонопольной службы есть на сайте ФАС. Жалобу подают одним из следующих способов (п. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 13 Закона № 59-ФЗ, ч. 7 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):
- Лично;
- Почтой (заказным письмом с описью вложения);
- Электронной почтой (в этом случае нужна будет ЭЦП);
- Через соответствующий раздел на сайте ФАС;
- Через МФЦ.
Жалоба в ФАС через ЕИС
Бланки: Жалоба в ФАС по 44-ФЗПорядок подачи через ЕИС – для жалоб в ФАС на нарушение порядка проведения закупок. В ЕИС жалоба заполняется под контролем системы, что очень упрощает ее оформление. Заодно система проверяет, нет ли ошибок.Исключением могут быть случаи отсутствия регистрации в ЕИС, если жалобу подают с нарушением сроков или есть об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков. При проведении закрытых конкурсов жалобу подают только в письменном виде.
Жалоба в ФАС: образец и порядок составления, сроки
Типового бланка для жалобы нет, она составляется в произвольном виде. Перечень информации, которую включают в обращение есть в приведенных выше нормативных актах. Для письменного варианта список обязательных сведений приведен в таблице.
Место расположения |
Жалоба от гражданина |
Жалоба от организации по вопросам закупок |
В верхней правой части листа |
|
|
Содержательная часть, занимает центральную область документа |
|
|
В конце документа |
Дата составления и личная подпись. |
Дата составления и подпись уполномоченного лица. |
Обращения в отношении нарушения порядка госзакупки можно направить в течение всего времени выбора поставщика, но не позднее 5 дней после даты подведения итогов по конкурсу. Жалобу на договор поставки подают не позднее дня его официального заключения.
Важно! При оспаривании действий участников закупок жалобу подают на каждую закупку отдельно.
Оспаривание итогов конкурса проводится течение 3 месяцев, если контракт не был заключен, и закупка не состоялась, в остальных случаях в течение 10 дней после окончания конкурса. К жалобе в обязательном порядке прикладывают копии документов, доказывающих позицию заявителя. Общий срок рассмотрения жалоб – 30 календарных дней с даты их регистрации.
Итоги
Жалобу в ФАС на проведение процедуры аукциона, проведение закупки подают в электронном виде за исключением определенных случаев. В прочих ситуациях она может быть составлена как письменно, так и электронно. Типового бланка для обращения нет, его оформляют произвольно. В жалобе указывают обязательный перечень сведений установленный законодательно.