Отчет о самообследовании образовательной организации
Зачем нужен отчет о самообследовании образовательной организации
Кроме того, что отчет о самообследовании позволяет образовательному учреждению выявить достижения, недостатки и направления дальнейшей работы, есть и формальные требования закона:
- Процедура самообследования обязательна, соответственно, ее результаты нужно как-то оформить;
- Без отчета о самообследовании не пройти аккредитацию.
Чем регламентируют отчет о самообследовании образовательной организации
В приложении 9 к Приказу Рособрнадзора от 24.12.2021 № 1689 приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению на госаккредитацию образовательного учреждения. Среди них поименован отчет о самообследовании образовательной организации. Порядок проведения самообследования и подробное описание содержания отчета приведены в следующих документах:
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 об утверждения порядка самообследования;
- Письмо Минобрнауки России от 20.03.2014 № АК-634/05 "О проведении самообследования образовательных организаций высшего образования".
Опираясь на эти документы, образовательные организации проводят самообследование, оформляют отчет, результаты которого публикуют на своем сайте и на информационном стенде. По итогам мониторинга определяют: уровень образовательной деятельности, структуру управления, качество обучения, содержание программ, востребованность выпускников, методику внутренней оценки качества.
Как часто надо проводить самообследование
Период, за который проводится обследование установлен Порядком № 462 и составляет 1 календарный год.
Самообследованию подлежит календарный год, предшествующий году проведения обследования.
Сроки самообследования образовательная организация устанавливает самостоятельно, однако надо учитывать момент, что результаты самообследования должны быть направлены учредителю организации и появиться на ее официальном сайте до 20.04. текущего года.
Соответственно, провести самообследование за прошлый год надо успеть до середины апреля. Т.е. самообследование проводится каждый год, до 20.04.
Содержание и показатели отчета о самообследовании образовательной организации
Оценку деятельности учреждения проводят за календарный год между самообследованиями. Отчет должен включать аналитическую часть и результаты анализа деятельности учебного учреждения. Аналитический раздел включает:
- Наименование, контактную информацию, цели деятельности образовательной организации;
- Оценку образовательной деятельности, имеющихся программ, обеспеченность библиотечным фондом доступом к информационным системам, описание учебно-методических программ
- Если учреждение ведет научно-исследовательскую работу, она также описывается;
- Описание международной деятельности (если она есть);
- Внеучебная работа;
- Характеристика материально-технического обеспечения.
Источником информации для самообследования служит статистическая отчетность, которую сдает учреждение. Среди рассчитываемых в отчете показателей выделяют:
- Общую численность учащихся, в зависимости от программы и формы обучения;
- Средний балл успеваемости;
- Численность учащихся, побеждавших в олимпиадах;
- Публикации и цитирование преподавателей для ВУЗов;
- Удельный вес преподавателей, имеющих научную степень;
- Доходы учреждения;
- Площадь помещений, как в собственности и арендованных, переданных в пользование.
Перечень числовой информации не ограничен и может быть расширен по усмотрению учебной организации. Готовый документ подписывает руководитель учреждения.
Итоги
Отчет о самообследовании необходим всем образовательным учреждениям, на стадии получения аккредитации и при дальнейшем ведении деятельности. Его типовой формы нет и организации определяют его содержание и структуру самостоятельно с учетом общих требований.