Должностная инструкция педагога-психолога
Основные обязанности педагога-психолога
Проводить социально-психологическую поддержку учащихся необходимо по разным направлениям, включающим работу с ребенком, коллегами-педагогами и родителями. Подобную деятельность реализуют и с несовершеннолетними, являющимися потерпевшими, свидетелями по преступлению или относящимися к категории подозреваемых или обвиняемых в незаконной деятельности. Трудовые функции педагога-психолога направлены на решение этих задач и включают:
- Действия по сохранению социального, психологического, соматического благополучия подопечных детей;
- Заботу о сохранении прав ребенка в соответствии с российскими и международными законодательными нормами;
- Осуществление мероприятий по предупреждению снижения уровня социальной адаптации, содействие развитию социальной среды в учреждении;
- Консультирование, психологическая помощь ученикам, их родителям, выявление факторов, препятствующих развитию детей;
- Проведение психодиагностики, оформление психолого-педагогического заключения для постановки целей перед преподавательским составом;
- Участие в разработке развивающих и корректирующих программ для учащихся;
- При выявлении нарушений в развитии обучаемых проводит необходимые корректирующие мероприятия;
- Оценивает эффективность учебного процесса, участвует в работе педагогического и методического совета.
При необходимости функционал педагога-психолога может быть расширен, в зависимости от текущей ситуации в образовательном учреждении. Для организаций в сфере образования обязательно применение профессионального стандарта и составляя инструкцию, необходимо его придерживаться.
Должностная инструкция педагога-психолога по профстандарту
В 2022 году действует профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н). Он обязателен для применения в части требований к квалификации, уровню образования, исполнения должностных обязанностей (ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ). Описываемая позиция относится к категории специалистов. К квалификации предъявляется требование о наличии высшего профильного образования, при этом опыт необязателен.
Важно! Не допускаются к работе педагога-психолога лица, имеющие судимость (ст. 331 ТК РФ).
В стандарте перечислены необходимые для работы с учащимися знания и умения. Ниже в таблице приведена основная их часть.
Знания |
Умения |
|
|
Стандарт предлагает более широкий перечень, соответствующий отдельным квалификационным уровням, в зависимости от вида учебного заведения и списка стоящих перед работником задач.
Код профессиональной деятельности педагога-психолога
При составлении отчета СЗВ-ТД работодателю, являющемуся учебным заведением необходимо указывать в нем код ОКЗ. Его можно взять из профстандарта или посмотреть в "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст). Для педагогов-психологов он будет зависеть от категории образовательного учреждения:
- 0 – для ВУЗов;
- 3 – для средних профессиональных образовательных организаций;
- 6 – для школ;
- 6 – для дошкольных образовательных учреждений.
Одно из указанных обозначений следует применять при составлении отчетности.
Структура должностной инструкции педагога психолога и порядок ее составления
Должностные инструкции составляются кадровой службой с участием заинтересованных руководителей и специалистов. Утверждается документ директором, заведующим учебного заведения. Типового бланка инструкции нет, состав ее разделов и содержания учреждение определяет самостоятельно с учетом требований законодательных актов и профстандарта. Примерный перечень пунктов должностной инструкции педагога-психолога:
- Общие положения с требованиями к образованию, квалификации, опыту, списку знаний и умений;
- Функции – перечисляются обобщенные, укрупненные цели деятельности сотрудника;
- Должностные обязанности зависят от категории учебного заведения, его задач, наличия проблем в социальном и психологическом развитии учащихся, уровня подготовки преподавательского состава;
- Права работника, которыми он наделяется для решения текущих задач;
- Ответственность сотрудника – очень важный пункт, особенно в части воспитания несовершеннолетних. Здесь обязательно указывается на недопустимость методов, связанных с применением физического и психологического насилия;
- Заключительные положения с порядком принятия инструкции и ознакомления с ней сотрудника.
Принимаемый работник знакомится с должностной инструкцией в момент подписания трудового договора. Поскольку локальных актов учреждения много, поле для росписи на практике включается в общий лист ознакомления с нормативными документами учреждения.
Итоги
Должность педагога-психолога предполагает высокий уровень ответственности и ее обязанности нужно четко зафиксировать в должностной инструкции. Этот документ составляется в строгом соответствии с требования действующего профстанарта и утверждается руководителем учебного заведения. Сотрудник знакомится с инструкцией при приеме на работу.