Именно в перечисленных сферах деятельности чаще всего в России используется готовая бизнес-модель с раскрученным брендом. К таким выводам пришла Ольга Борисова (доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета).
По словам эксперта, по итогам 2023 г. наиболее прибыльными оказались франшизы в области киберспорта, ритейла и образовании. А вот количество случаев открытия центров красоты и медуслуг по франшизе существенно сократилось. Что связано с перенасыщением рынка.
Ольга Борисова также пояснила, что в прошедшем году доля франшиз во вновь открытом бизнесе была равна 1,5 %, где 95 % отводилось российским брендам. За 2023 г. число франшиз на рынке возросло больше чем на 400: благодаря не только новым компаниям, но и ребрендингу.
Эксперт также уточнила, что положение, поспособствовавшее развитию франчайзинга в России, сложилось в 2022 г., когда с отечественного рынка ушли свыше 6.200 компаний. Тогда с помощью франчайзинга рынок нарастил 19 %, а число франшиз увеличилось на 5 % (на 154 единицы), то есть до 3249 единиц.
В настоящее время, ввиду высокой стоимости займов, популярные бренды продолжают развиваться посредством франшиз, экономя на кредитовании для сетевого развития. В 2024 г. по мнению эксперта, существенной отраслевой динамики франчайзинга не предвидится, но не исключен рост показателей по субъектам РФ.