Как проходит выездная налоговая проверка

03.08.2021
0
В НК РФ предусмотрены разные виды налогового контроля над хозяйствующими субъектами. Одна из таких форм — выездные проверки. Из настоящего обзора вы сможете узнать, что представляет собой такая процедура, когда проводится, сколько длится и можно ли оспорить ее результаты.

Что такое выездная налоговая проверка

Выездная проверка — это разновидность углубленного налогового контроля, при котором сотрудники ФНС самостоятельно приезжают по месту нахождения налогоплательщика. Какие здесь ставятся задачи:

  • установление правильности исчисления налогов и их своевременного перечисления в бюджет государства;
  • выявление нарушений, допущенных организацией (ИП);
  • привлечение к ответственности виновных лиц.

Справка! Данная процедура регламентируется положениями ст. 89-105 НК РФ, а также рядом подзаконных актов (например, приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/628@).

Виды выездных проверок

С точки зрения периодичности проведения выездных проверки делятся на два вида:

  1. Плановые — они проводятся согласно графику, заранее сформированному сотрудниками ФНС. Такая информация не размещается в свободном доступе.
  2. Внеплановые — к этой категории относятся проверки, которые не были заранее запланированы, а необходимость в их проведении возникла внезапно. Например, на организацию поступила жалоба, компания приняла решение о ликвидации и т. д.

Кроме того, в зависимости об объема вопросов, исследуемых в ходе выездной проверки, она также бывает таких видов:

  1. Комплексная — в этом случае проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика за определенный период времени на предмет соответствия нормам НК РФ.
  2. Тематическая — проверка только отдельных направлений (например, установление правильности исчисления налога на прибыль или НДС).

Порядок проведения выездной проверки

Выездные налоговые проверки проводятся с соблюдением следующей последовательности действий:

  1. Вначале руководитель налогового органа должен вынести решение о проведении такого мероприятия в отношении конкретного налогоплательщика — этот документ подготавливается по форме, утвержденной приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/628@ (приложение № 5).
  2. Далее начинается сама проверка, в ходе которой сотрудники ФНС предпринимают разрешенные законом меры (истребование документов, общение со свидетелями, осмотр объектов налогоплательщика и т. д.).
  3. В последний день проверки представитель ФНС должен подготовить соответствующую справку по утвержденной форме (приложение № 9 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-2/628@). Здесь указывается точная дата и место проведения контрольных мероприятий, реквизиты решения, название организации (Ф. И. О. налогоплательщика) и т. д.
  4. В течение следующих двух месяцев (с момента составления справки) проверяющие органы должны подготовить акт налоговой проверки. Форма этого документа содержится в приложении № 27 к указанному выше приказу ФНС РФ. Включает три части: вводную, описательную и итоговую.

Внимание! Зачастую о предстоящей выездной проверке налогоплательщик узнает уже в момент визита представителя из налоговой. В действующем законодательстве отсутствует условие об уведомлении лиц, в отношении которых планируются контрольные мероприятия.

Кто и кого проверяют

В соответствии с п. 1-2 ст. 89 НК РФ выездные проверки уполномочены проводить налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика или его подразделения (филиала). При этом лицами, в отношении которых проводятся такие контрольные мероприятия, могут быть:

  • российские и иностранные организации (осуществляющие деятельность в РФ);
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Справка! Если по каким-то причинам налогоплательщик не может создать условия для проведения проверки на его территории, то контрольные мероприятия могут реализовываться в соответствующем подразделении ФНС.

Как часто могут проверять

Ограничения в проведении выездных налоговых проверок обозначены в п. 5 ст. 89 НК РФ: 

  • в течение отчетного периода контрольные мероприятия в отношении одного и того же налога не могут проводиться два и более раз;
  • общее количество проверок в отношении конкретного налогоплательщика не должно превышать двух раз в год.

В ряде случаев выездная проверка может быть назначена повторно независимо от количества раз, которые она была проведена в конкретном периоде (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • по решению вышестоящего налогового органа (для контроля деятельности отделения ФНС, занимавшегося предыдущей проверкой);
  • по решению руководителя подразделения ФНС, ранее проводившего проверку, если организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией.

Если компания проводит реорганизацию или ликвидацию, в отношении нее могут провести выездную проверку вне зависимости от того, когда была закончена предыдущая (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Сроки проведения проверки

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ общий срок проведения таких контрольных мероприятий не должен превышать двух месяцев. В ряде случаев он может быть продлен еще на 4 или 6 месяцев. При каких обстоятельствах это может произойти (приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/628@):

  • проверка проводится в отношении компании, попадающей в группу крупных налогоплательщиков;
  • появилась информация о нарушениях налогового права;
  • у компании, в отношении которой проводятся контрольные мероприятия, есть несколько обособленных подразделений;
  • налогоплательщик препятствовал проведению проверки и т. д.

Полномочия проверяющего

Согласно НК РФ при проведении выездных проверок в отношении налогоплательщиков сотрудники ФНС наделяются широким кругом полномочий. Какие меры они могут предпринимать:

  1. Инвентаризация активов — проводится в целях установления соответствия сведений, указанных в отчетности, реальному положению дел на предприятии.
  2. Допрос свидетелей — в ходе проверки инспектор вправе общаться с другими лицами, обладающими полезной информацией о деятельности налогоплательщика.
  3. Осмотр имущества — в первую очередь сюда относятся объекты, при помощи которых компания извлекает доход (складские помещения, производственные цеха и т. д.).
  4. Запрос документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
  5. Привлечение независимого специалиста для проведения экспертизы и подготовки экспертного заключения.
  6. Выемка бумаг и предметов в целях выявления и подтверждения нарушения норм налогового права.
  7. В ходе реализации выездной проверки налоговые органы уполномочены привлекать переводчика (в случаях, когда есть такая необходимость).

Какие документы могут истребовать во время проверки

Согласно ст. 93.1 НК РФ сотрудники ФНС вправе запрашивать документы о деятельности компании, необходимые для проведения проверки. Сюда можно отнести:

  • первичную документацию (договоры, ТТН, платежные поручения и т. д.);
  • регистры бухгалтерского учета;
  • финансовую отчетность;
  • учетную политику предприятия;
  • налоговую отчетность и т. д.

Важно! Отказ предоставить налоговым органам запрашиваемые бумаги расценивается как налоговое правонарушение. За такой проступок с нарушителя могут взыскать штраф в размере от 200 рублей (за 1 документ) до 1 000 000 рублей (ст. 126 НК РФ).

Результаты проверки

Порядок оформления результатов выездной проверки подробно описан в ст. 100 НК РФ. Проверяющий в обязательном порядке должен подготовить соответствующий акт. Его подписывают лица, осуществлявшие контрольные мероприятия, и сам налогоплательщик.

Если были обнаружены нарушения НК РФ, то к акту обязательно должны быть приложены подтверждающие документы.

В течение следующих пяти дней с момента подготовки акта он вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка. При этом он обязан в нем расписаться.

Что делать, если нашлись нарушения

Если по итогу контрольных мероприятий обнаружились нарушения, компания (ИП) может с ними согласиться или же выразить несогласие. В последнем случае ему предоставляется право оспорить в установленном законом порядке полученные результаты.

Как оспорить результаты

Для того чтобы оспорить действия налоговых органов, лицу, в отношении которого проводилась выездная проверка, следует подготовить письменное возражение в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ. Единая форма такого документа не утверждена. Однако в его содержание нужно включить следующую информацию:

  • сведения о налоговом органе, проводившем проверку;
  • свои персональные данные;
  • дату составления акта;
  • указание на то, что налогоплательщик не согласен с полученными результатами (указываются все обстоятельства, причины, ссылки на соответствующие нормы закона);
  • просьбу (например, отменить решение о привлечении к ответственности за налоговое нарушение и доначислении дополнительных сумм по налогам);
  • список приложений (здесь указываются все подтверждающие документы).

Представить возражение по итогам налоговой проверки следует в течение одного месяца с момента составления акта.

Как подготовиться к выездной проверке

Чтобы избежать санкций со стороны налоговых органов, рекомендуется заранее подготовиться к выездной проверке. Как это сделать:

  • в первую очередь необходимо оценить деятельность компании с точки зрения рисков, приведенных в разделе 4 приказа ФНС РФ № ММ-3-06/333@ ,(этот анализ позволит заранее предугадать приближение выездной налоговой проверки);
  • необходимо заранее проверять своих контрагентов на благонадежность;
  • можно привлечь независимого аудитора для исследования финансово-хозяйственной деятельности компании и выявления недочетов;
  • можно предварительно провести инвентаризацию документов и имущества, сверить данные в отчетности;
  • заранее необходимо подготовить отдельное помещение для представителей ФНС;
  • не лишним будет предварительно переговорить с сотрудниками и подсказать, как правильно общаться и отвечать на вопросы налоговых органов.

Таким образом, выездные проверки являются одной из форм налогового контроля. Проводятся они в отношении налогоплательщиков, попадающих в поле зрения ФНС по набору определенных критериев. Чтобы избежать санкций и штрафов, рекомендуется заранее подготовиться к этой процедуре.

 

Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.