Как работает весовой контроль на дороге

06.07.2023
0
Как работает весовой контроль, какие масса и габариты должны быть у транспортного средства на дорогах РФ, как наказывают за нарушение требований, разбираемся вместе.

Что такое весогабаритный контроль

Весогабаритный контроль – это проверка параметров массы и габаритов автомобилей, такие как вес, ширина, высота и длина. Он необходим для предотвращения ДТП, связанных с перегрузкой или непроходимостью дороги для транспортного средства.

Регулирует весогабаритный контроль ст. 31 закона от 28.04.2023 N 172-ФЗ и Приказ Минтранса России от 31.08.2020 № 348.  С 01 марта 2024 вступит в силу новая редакция статьи. Статья будет дополнена новыми пунктами, в том числе, законодатель обозначит цель (сохранность дорожного полотна), порядок, права и обязанности лиц, участвующих в контрольных мероприятиях. Пока ориентируемся на действующую редакцию.

Разрешенная максимальная масса и габариты для движения по дорогам

В приложениях к правилам перевозок грузов автомобильным транспортом законодатель указывает допустимые габариты, массу и нагрузку на ось.

Допустимые габариты ТС на дороге

  1. Длина: для одиночного грузовика, - 12 м. Для прицепа - 12 м. Автопоезд - 20 м. Длина выступающего груза не должна превышать - 2 м.
  2. Ширина для всех видов ТС - 2,55 м. Изотермические кузова - 2,6 м.
  3. Высота для всех ТС максимум 4 м., включая контейнеры, съемные кузова и грузовую тару.

Допустимая масса ТС-таблица

Тип автомобиля или автопоезда

Допустимая масса транспортного средства, т

Двухосные автомобили

18

Трехосные автомобили

25

Четырехосные автомобили

32

Пятиосные и более автомобили

38

Трехосные автопоезда

28

Четырехосные автопоезда

36

Пятиосные автопоезда

40

Шестиосные и более автопоезда

44

Допустимая нагрузка на ось для движения по дороге-таблица

Расположение осей ТС

Расстояние между сближенными осями, метров

Допустимая нагрузка на ось колесного ТС, тонн

для дороги, рассчитанной на нагрузку 6 т на ось 

для дороги, рассчитанной на нагрузку 10 т на ось

для дороги, рассчитанной на нагрузку 11,5 т на ось

Одиночная ось

свыше 2,5

5,5 (6)

9 (10)

10,5 (11,5)

Группа сближенных сдвоенных осей

до 1 (включительно)

8 (9)

10 (11)

11,5 (12,5)

свыше 1 до 1,3 (включительно)

9 (10)

13 (14)

14 (16)

свыше 1,3 до 1,8 (включительно)

10 (11)

15 (16)

17 (18)

свыше 1,8 до 2,5 (включительно)

11 (12)

17 (18)

18 (20)

Группа сближенных строенных осей

до 1 (включительно)

11 (12)

15 (16,5)

17 (18)

свыше 1 до 1,3 (включительно)

12 (13)

18 (19,5)

20 (21)

свыше 1,3 до 1,8 (включительно)

13,5 (15)

21 (22,5)

23,5 (24)

свыше 1,8 до 2,5 (включительно)

15 (16)

22 (23)

25 (26)

Группа сближенных осей с количеством осей более 3 (не более 2 односкатных или двускатных колес на оси)

до 1 (включительно)

3,5 (4)

5 (5,5)

5,5 (6)

свыше 1 до 1,3 (включительно)

4 (4,5)

6 (6,5)

6,5 (7)

свыше 1,3 до 1,8 (включительно)

4,5 (5)

6,5 (7)

7,5 (8)

свыше 1,8 до 2,5 (включительно)

5 (5,5)

7 (7,5)

8,5 (9)

Группа сближенных осей с количеством осей 2 и более (по 4 (включительно) и более односкатных или двускатных колеса на оси)

до 1 (включительно)

6

9,5

11

свыше 1 до 1,3 (включительно)

6,5

10,5

12

свыше 1,3 до 1,8 (включительно)

7,5

12

14

свыше 1,8 до 2,5 (включительно)

8,5

13,5

16

Способы весогабаритного контроля

Способы контроля на СПВГК и ППВГК согласно п. 7 Приказа № 348:

  1. Визуальный. Должностное лицо осматривает и выявляет в транспортном потоке грузовик для направления на контрольный пункт. Наращенные борта или загрузка сверх допустимого, просадки узлов подвески или снижение динамики автомобиля могут стать поводом для прохождения проверки.
  2. Инструментальный; измерение весогабаритных параметров с учетом метрологических и технических характеристик.
  3. Документальный. Водитель обязан предоставить уполномоченному лицу: водительское удостоверение, документы на ТС и груз, разрешение на движение ТКТС при наличии.

Какие бывают пункты весового контроля на дорогах

Основные виды контрольно-измерительных пунктов:

  1. Стационарный (СПВГК). Водитель подъезжает к весовой платформе и с включенным двигателем проезжает по ней. В процессе проезда весы определяют массу автомобиля и показывают результат оператору на дисплее. Отклонение от нормы может подразумевать наличие перегрузки.
  2. Передвижной пункт (ППВГК). Сотрудники на автомобилях с обозначением при наличии спец. оборудования располагаются на отдельных участках дорог. При проведении измерительных работ должны быть соблюдены требования к организации контрольного пункта: участок без уклона, ровное покрытие и другие условия. 
  3. Автоматические (АПВГК). Рамки, вмонтированные в полотно, производят автоматический контроль соблюдения норм веса и габаритов при проезде транспортных средств и передают информацию о наличии нарушений.

По результатам проверки согласно п. 26 Приказа N 348 не позднее 3 часов оформляется акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства должностным лицом, оператором СПВГК (ППВГК) или владельцем дороги.

Как получить разрешение для крупногабаритного транспорта?

Согласно п. 14 Приказа Минтранса РФ от 18.10.2022 N 418 о порядке выдачи специального разрешения отклонение от норм на 2% и более требует согласование маршрута с владельцами дорог и получение специального разрешения. 

Подать заявление можно через личный кабинет перевозчика или на портале госуслуг. На сайте необходимо пройти регистрацию и внести данные об автомобиле. 

В заявлении надо указать:

  1. Информацию о заявителе;
  2. Информацию о владельце транспортного средства и самом транспортном средстве (марка, модель, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, страна регистрации, технические параметры);
  3. ИНН и ОГРН для юрлиц и ИП, зарегистрированных в РФ, если юрлицо иностранное – это код налогового органа в стране регистрации;
  4. Информацию о маршруте и перевозке груза: срок, количество поездок;
  5. предполагаемую максимальную скорость движения, в км/ч
  6. Характеристики груза.

Документы, которые необходимо приложить:

  1. Копии документов на каждое ТС: паспорт или свидетельство о регистрации, паспорт самоходной машины.
  2. Схема тяжеловесного или крупногабаритного грузовика. При наличии груза – отобразить его расположение на схеме.

При наличии согласия владельцев дорог выдается в срок – 4 рабочих дня с даты регистрации заявления, при согласовании с Госавтоинспекцией – 6 дней. Если согласия нет, то срок продляется на время получения разрешений, в уполномоченный орган согласно п. 17 запрашивает его, и ответ должен поступить по истечении 2-х раб. дней. 

Для международных перевозок тяжеловесным и крупногабаритным автотранспортом в соответствии со ст. 3 Закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" от 24.07.1998 N 127-ФЗ необходимо специальное разрешение.

Как работают автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК)

Законодатель дает понятие АПВГК и зоны АПВГК. в Законе N 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…» ст. 3 п. 24: зона автоматического контроля транспортных средств - участок дороги, в границах которого устанавливается АПВГК. В соответствии с п. 25 автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств – это комплекс оборудования, оснащенный специальными техническими средствами, измеряющий вес и габариты ТС в автоматическом режиме.

Согласно ст. 3 Закона № 257-ФЗ, тяжеловесное и крупногабаритное транспортное средство – автомобили, превышающие допустимые параметры, то есть эксплуатирующиеся с нарушением законодательства.

Они появились на российских дорогах относительно недавно в 2021 году. Система шагнула вперед в технологическом плане: теперь не требуется останавливать или замедлять поток автомобилей для проведения измерений. Если габариты автомобиля превышают допустимые значения, то система автоматически фиксирует нарушение. Не требуется присутствие уполномоченного сотрудника.

Зона АПВГК располагается на дорогах на расстоянии от 100 метров перед и от 50 метров после участков ускорения или замедления движения. Пункт оборудуется программным обеспечением, учитывающее скоростной режим, и техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи.

Как АПВГК работает? С помощью датчиков измеряют нагрузку каждой оси, их количество и расстояние между ними, массу, длину, ширину и высоту грузовика, фотографирует номер и машину целиком спереди и сбоку в момент проезда через датчики. Полученная информация обрабатывается и направляется в информационный центр.

При проезде согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 мая 2021 г. N 710 в зоне АПВГК запрещается осуществлять разворот, останавливаться, использовать прожектора и фары-искатели. Водитель обязан двигаться по одной полосе с дистанцией не менее 20 м. до следующего автомобиля.

Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил движения тяжеловесного транспорта

Превышение допустимых норм веса и габаритов наказывается по ст. 12.21.1. КоАП РФ. 

Штрафы увеличиваются в зависимости от степени нарушения весогабаритных норм. Если за превышение нагрузки на ось от 10 до 20 % штраф на владельца ТС составляет 250 тыс. руб., то за превышение нагрузки на ось от 20 до 50 % штраф уже 350 тыс. руб.

К ответственности могут быть привлечены водитель, юрлицо, должностное лицо, и предприниматель: 

  • для водителя по ч. 1 и 7 ст. 12.21.1 максимальный штраф – 1,5 тыс. руб., при фиксации АПВГК не привлекается по ч. 1 согласно примечанию к статье;
  • собственник ТС по п.п. 2-6 ст. 12.21.1. должен будет уплатить 250-400 тыс. руб.;
  • для юрлица и ИП по п.п..1, 7-10 ст. 12.21.1 штраф за нарушение весогабаритных норм составляет 100-400 тыс. руб.; 
  • для должностных лиц установлена ответственность за нарушение весогабаритных норм, а также за недостоверные сведения о показателях ТС в виде штрафа 5-35 тыс. руб. по п.п. 1 и 7-9 ст. 12.21.1.

Отдельно есть указание, что по ч. 1-6 12.21.1. КоАП РФ сотрудники задержат ТС и отправят на спец. стоянку при составлении отдельного протокола (в нем указываются данные по ч. 4 ст. 27.13. КоАП РФ).

Компенсация ущерба дорожному полотну

Нарушитель обязан также оплатить ущерб дорожному полотну, который рассчитывается отдельно в зависимости от тяжести нарушения и протяженности маршрута.

Где проверить штрафы за превышение веса

Проверить штраф можно путем:

  1. Самостоятельного перерасчета по формулам. Метод предусматривает проверку законности и достоверности расчетов штрафной санкции.
  2. Проверить наличие вынесенных постановлений об адм. Правонарушении.

Формулы и методика расчетов содержится в приложении к Постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 N 67. Однако самый удобный способ – это отслеживание на сайте ГИБДД через сервис проверка штрафов или на портале госуслуг автоматически придет постановление о правонарушении. Срок давности – то есть срок, в течение которого лицо можно привлечь к ответственности составляет 60 дней со дня совершения.

Как обжаловать штраф за нарушения при весовом контроле

Чтобы оспорить штраф за перегруз, необходимо написать жалобу и направить в ГИБДД с личным визитом или по почте. Ответ дадут в течение 10 дней. Важно! Если есть подозрение, что придет штраф, то регулярно проверяйте почту раз в 5-7 дней по месту жительства, чтобы вовремя получить письмо с извещением и обжаловать в течение 10 дней с момента получения согласно ст. 30.3 КоАП РФ. Конверт с трек-номером не выбрасывайте.

Собственник транспортного средства может оспорить штраф, если докажет, что в это время авто было во владении другого лица (например, передано по договору аренды, фрахтования другому лицу). 

Тогда возместить ущерб и оплатить штраф придется арендатору. В ГК прописана обязанность арендатора нести бремя содержания и возмещать вред в ходе эксплуатации. Наличие договора аренды в письменной форме убережет собственника автомобиля.

Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.