Что признается утилизацией металлолома и когда нужна лицензия
Сразу отмечу, что под утилизацией металлолома в данной статье будет рассматриваться деятельность или работы по приемке от организаций или физических лиц лома и отходов металлов, его хранение, переработка и дальнейшая реализация третьим лицам.
Нужно учитывать, что в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06. 1998 г. «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и черных металлов относятся к отходам III, IV и V классов опасности, поэтому, осуществление таких видов работ как захоронение (утилизация) не входит в деятельность по лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию металлолома. Для этого требуется оформлять отдельную лицензию — на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами I-IV классов опасности.
Особенности деятельности при работе с ломом различных металлов (черных и цветных) регулируются новым Постановлением Правительства РФ № 980 от 28.05.2022 г. "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов...".
Бланки: Договор на сдачу металлоломаДанным Постановлением утверждены следующие документы:
- Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - Положение о лицензировании);
-
Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения (далее — Правила).
Также в отношении данной лицензии применяются нормы Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензию необходимо оформить любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, планирующему осуществлять деятельность по заготовке, хранению, реализации или переработке лома черных или цветных металлов.
Важно! Если металлоломом образуется в процессе собственного производства предпринимателя или юридического лица, то для реализации такого лома третьим лицам, лицензию оформлять не нужно!
Положение о лицензировании раскрывает понятие возможных работ с ломом цветных и черных металлов следующим образом:
- заготовка — включает в себя приобретение металлолома как у физических, так и у юридических лиц любым способом (платным или бесплатным), а также его последующую сортировку и отбор;
- хранение — временное содержание приобретенного и заготовленного лома в специальном месте, которое должно соответствовать требованиям Правил. Хранение лома допускается с целью его дальнейшей переработки и (или) реализации;
- переработка — означает процесс измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования металлолома;
- реализация — отчуждение (продажа) заготовленного лома, на любом основании (платном или бесплатном).
Административная ответственность за отсутствие лицензии на вывоз дома металлов
Деятельность по осуществлению различных работ с металлолом с нарушением требований законодательства влечет за собой административную ответственность по статье 14.1 КоАП РФ.
По ч. 2 данной статьи - за осуществление деятельности без лицензии, штраф в размере:
- от 2000 до 2500 руб. - на граждан;
- от 4000 до 5000 руб. - на должностных лиц;
- от 40000 до 50000 руб. - на юридические лица;
В качестве дополнительного наказания к штрафу может быть применена конфискация сырья (металлолома).
По ч. 3 данной статьи - за осуществление работ (заготовки, хранения, реализации, переработки) с металлоломом, выполняемых с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией:
- от 1500 до 2000 руб. или предупреждение – на граждан;
- от 3000 до 4000 руб. – на должностных лиц;
- от 30000 до 40000 руб. – на юридические лица;
Если же работы с металлоломом выполняются с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией или Правилами, то штраф по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ составит:
- от 4000 до 8000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток – на граждан и индивидуальных предпринимателей;
- от 5000 до 10000 руб. – на должностных лиц;
- от 100000 до 200000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток – на юридические лица.
При этом, под грубым нарушением контролирующий орган может посчитать осуществление деятельности с металлоломом, при которой имеется:
- нарушение требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов при отчуждении (продаже) — без осуществления радиационного контроля и/или контроля на взрывоопасность;
- нарушение требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов при хранении в пределах площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием.
Лицензионные требования к получателю лицензии
Чтобы оформить лицензию на работу с металлоломом, организации или ИП нужно проверить свое соответствие лицензионным требованиям.
Предприниматель или общество должно:
- иметь технические средства, оборудование (пресс для пакетирования или брикетирования, пресс-ножницы, установку для дробления и сортировки легковесного лома, оборудование для сортировки или измельчения стружки, установку для разделки кабеля - в зависимости от выполняемых работ) и необходимую техническую документацию;
- иметь земельный участок (участки) и/или здания (строения, сооружения, помещения) в каждом месте выполнения работ. Такие материальные ресурсы могут находиться у заявителя на праве собственности или в аренде, в пользовании (на ином законном основании);
- иметь площадку с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, которая предназначается для хранения металлолома, а также средств измерения (весы). На этой площадке также должны осуществлять деятельность работники (по трудовому договору). Такие работники в обязательном порядке должны пройти необходимую подготовку и аттестацию, в соответствии с Правилами;
- соблюдать иные условия, предусмотренные Правилами (наличие необходимой документации (инструкций, приказов, прейскуранта и т.п.); размещение обязательной информации в месте приемки лома; проведение радиационного контроля и входного контроля на взрывобезопасность каждой партии принимаемого лома или отходов; наличие определенных должностей (сотрудников); ведение книг учета, реестров в электронном виде и т.п.).
Как подать заявление на лицензию
Для получения лицензии заявитель должен подать заявление в лицензирующий орган. Единого государственного органа в этой сфере нет. Он определяется в каждом субъекте РФ отдельно — это должен быть орган исполнительной власти, наделенный соответствующим правом осуществлять лицензирование по заготовке, переработке, хранению и реализации лома цветных и черных металлов.
Так, в Москве это – Департамент природопользования и охраны окружающей среды, в Санкт-Петербурге — Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка.
Заявление на лицензию можно подать только в электронной форме - через Портал «Госуслуги» или через федеральную государственную информационную систему ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме).
До конца 2022 г. в некоторых регионах еще можно подать заявление через МФЦ или непосредственно в лицензирующий орган.
Чтобы воспользоваться системой ЕСИА или Госуслугами заявитель должен иметь в соответствующей системе учетную запись (личный кабинет) как ИП или юридическое лицо, а также иметь простую и усиленную квалифицированную электронную подписи (ЭЦП обязательна для юрлиц).
Для получения простой электронной подписи достаточно пройти процедуру регистрации в нужной системе и дальнейшую авторизацию.
Усиленную ЭЦП оформляет специальный аккредитованный центр на отдельном носителе информации (флешка, диск и т.п.).
За подачу заявления оплачивается госпошлина, сейчас ее размер составляет 7500 руб. Если заявление подается через портал Госуслуги, то госпошлина, оплачиваемая через личный кабинет, может быть уменьшена на 30 %.
Подавать заявление на получение лицензии на работу с ломом цветных и черных металлов вправе только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, или их представители (имеющие соответствующие доверенности). Физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, не могут получить такую лицензию.
Оформление заявления на лицензию
Прежде всего нужно заполнить заявление. Единой обязательной формы нет, но в заявлении, в обязательном порядке должны содержаться сведения, указанные в п.1 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
- полное и сокращенное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма (ООО, АО и т.п.) или ФИО (для индивидуального предпринимателя); ФИО и наименование должности (для руководителя юридического лица);
- адрес юридической регистрации общества или ИП;
- номер ИНН и ОГРН, сведения о регистрации в налоговом органе и о внесении в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (номер записи);
- для ИП - паспортные данные;
- контактные данные - телефон, электронная почта, факс. В заявлении можно указать просьбу о направлении дополнительной информации (запросов, сведений о порядке рассмотрения и т.п.) по определенному виду связи, например, по электронной почте.
- адрес (несколько адресов), по которому предполагается осуществлять лицензируемые виды работ с металлоломом или иные данные, по которым можно определить такое место (например, координаты земельного участка, если у него еще нет адреса);
- вид деятельности (работы), которые планирует выполнять заявитель, в соответствии с п.3 Порядка лицензирования. В Порядке лицензирования предусмотрено 3 вида лицензий и соответствующих им работ с металлоломом:
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов.
- опись документов, прилагаемых к заявлению.
Необходимые документы к заявлению
К заявлению, в обязательном порядке должны быть приложены копии следующих документов:
- доверенность или иной документ (приказ, распоряжение о назначении руководителя), подтверждающий полномочия лица, подписывающего и подающего заявление от имени заявителя;
- учредительные документы (устав, учредительный договор и т.д.);
- подтверждающие наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании необходимых земельных участков, зданий, сооружений, помещений или строений (например, свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.п.);
- подтверждающие наличие у заявителя на праве собственности или ином законном основании необходимых технических средств, оборудования и технической документации (инструкции и т.п.)
- подтверждающие наличие на каждом объекте, где производится прием лома и отходов, работников, имеющих квалификацию не ниже 2-го разряда;
- подтверждающие квалификацию (прохождение соответствующей подготовки и аттестации) вышеуказанных работников;
- о назначении контролера лома и отходов и ответственного лица за проведение в отношении принимаемого лома и отходов радиационного контроля и входного контроля на взрывоопасность. Эти обязанности может выполнять одно должностное лицо или разные. В подтверждение можно предоставить соответствующий приказ о назначении.
Важно! Лицензирующий орган не вправе требовать от заявителя предоставления иных сведений и документов, не предусмотренных ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Порядком о лицензировании.
Порядок рассмотрения заявления на лицензию
После получения заявления и приложенных к нему документов лицензирующий орган, если имеются какие-то несоответствия, вправе приостановить рассмотрение такого заявление или отказать в приеме заявления и документов.
Приостановка рассмотрения заявления возможна по причинам:
- предоставленные документы оформлены с нарушением требований;
- в заявлении указаны сведения не в полном объеме, документы приложены не в полном объеме.
Приостановка по иным причинам невозможна. Максимальный срок приостановки - 30 календарных дней.
Лицензирующий орган должен направить заявителю решение о приостановке рассмотрения заявления не позднее 3-х дней с момента принятия заявления. В решении должно быть указано, какие нарушения допущены, какие сведения или документы нужно предоставить.
Если заявитель не устранит нарушения в течении срока приостановки, лицензирующий орган возвращает заявителю поданное заявление и приложенные к нему документы без дальнейшего рассмотрения.
Отказ в приеме заявления и документов возможен по причинам:
- заявление подано лицом, не имеющим прав на подписание заявления, или не относящимся к категории заявителя (т.е. заявление подано от физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя);
- в заявлении или приложенных документах имеются недостоверные или противоречивые сведения, информация;
- приложенные к заявлению документы утратили силу (например, договор аренды с оконченным сроком действия);
- заявление и документы к нему не соответствует требованиям, установленным законодательством;
- заявитель предоставил неполный комплект обязательных документов.
Если лицензирующий орган отказал в приеме заявления, необходимо исправить недочеты, послужившие причиной отказа, и подать заявление с пакетом документов заново.
Проверка заявления на лицензию
Если заявление и приложенные к нему документы соответствуют всем требованиям и содержат всю необходимую информацию и сведения, лицензирующий орган проводит проверку заявления.
Проверка производится в 2 этапа:
1 этап: проверяется полнота и достоверность предоставленных документов и сведений. На этом этапе лицензирующий орган вправе запросить необходимые или недостающие документы у соответствующих государственных органов или у заявителя.
2 этап: проводится выездная оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям (лицензионный контроль). На этом этапе лицензирующий орган относит объекты (места осуществления деятельности) к одной из категорий риска.
Категория риска определяется в зависимости от вероятности наступления негативных событий и тяжести причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям (например, экологии, природным ресурсам), а также по следующим фактам:
- высокий риск - присваивается в тех случаях, когда заявитель привлекался к административной ответственности за грубое нарушение лицензируемой деятельности в течение 3-х лет до проведения проверки, или заявителю в течении этого срока назначалось наказание в виде административного приостановления деятельности;
- средний риск — присваивается в случаях, когда заявитель в течение 3-х лет до проведения проверки привлекался к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении нарушений лицензионных требований в установленный срок или, если в отношении заявителя в течение 3-х лет до проведения проверки не проводились плановые контрольные или надзорные мероприятия или оценка соответствия лицензионным требованиям при получении лицензии;
- низкий риск — эта категория присваивается заявителям, которые не относятся к категориям высокого или среднего риска.
Если по результатам лицензионного контроля объект не отнесен к определенной категории риска, считается, что он имеет низкую категорию риска.
Категория риска устанавливается ежегодно, до 01 августа текущего года, для применения в следующем году.
Присвоенная категория риска может быть оспорена заявителем. Также организация, ИП может подать заявление об изменении категории риска, если поменялись обстоятельства и деятельность заявителя по факту соответствует другой категории риска (более высокой или более низкой).
Полная проверка заявителя на соответствие лицензионным требования не должна превышать 45 рабочих дней с момента приема заявления (в Москве и Санкт-Петербурге этот срок сокращен до 35 рабочих дней).
Окончание проверки и оформляемые документы
По окончании проверки лицензирующий орган вправе:
- принять положительное решение и выдать лицензию — в этом случае в реестр лицензий вносится соответствующая запись, а заявителю выдается лицензия, оформленная на бумажном бланке или в электронном виде.
- отказать в предоставлении лицензии — решение об отказе оформляется приказом или распоряжением лицензирующего органа, с указанием мотивированных причин отказа. Отказ может быть оспорен заявителем во внесудебном (подача жалобы в вышестоящий орган) или судебном порядке.
Срок действия лицензия с 2015 г. не устанавливается, лицензия является бессрочной.
Однако, если заявитель меняет виды осуществляемых работ или место деятельности, или добавляет новые объекты по приему лома, эти изменения должны быть внесены в лицензию (на основании соответствующего заявления, подаваемого предприятием или ИП в лицензирующий орган) и отражены в реестре лицензий.
Изменения вносятся в реестр лицензий в течении 10 рабочих дней с момента подачи всех необходимых, подтверждающих документов.
Мероприятия лицензионного контроля
После выдачи лицензии, лицензирующий орган вправе проводить контроль деятельности заявителя на предмет соблюдения лицензионных требований, через следующие мероприятия:
- профилактические;
- плановые контрольные или надзорные;
- внеплановые контрольные или надзорные.
Профилактические мероприятия могут осуществляться в виде:
- информирования;
- обобщения правоприменительной практики;
- объявления предостережения;
- консультирования;
- профилактического визита.
Периодичность проведения плановых контрольных или надзорных мероприятий определяется в зависимости от категории риска.
В отношении предприятий и ИП, которым присвоена категория высокого риска проводятся:
- выездная проверка — 1 раз в течении 2-х лет;
- инспекционная проверка - 1 раз в течении 2-х лет.
В отношении предприятий и ИП, которым присвоена категория среднего риска проводятся:
- выездная проверка — 1 раз в течении 3-х лет;
- инспекционная проверка - 1 раз в течении 3-х лет.
В отношении предприятий и ИП, которым присвоена категория низкого риска такие мероприятия не проводятся.
Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В ходе проверки должностное лицо (проверяющий) вправе совершать следующие действия:
- осмотр участка, помещения, здания, сооружения, используемого оборудования и т.п.:
- опрос работников, посетителей и других лиц;
- получение письменных объяснений от уполномоченного представителя проверяемого общества или ИП;
- истребование документов, которые должны находиться в месте осуществления деятельности, в соответствии с лицензионными требованиями (инструкции, приказы, подтверждение квалификации работников и т.п.).
Также, лицензирующий орган вправе проводить документарные проверки, при которых он вправе получать от проверяемой организации или ИП письменные объяснения и истребовать необходимые документы.
Приостановка и прекращение действия лицензии
Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии, если предприятие или ИП:
- не выполнило в установленный срок предписание государственного органа об устранении грубых нарушений лицензионных требований и привлечено за это к административной ответственности;
- не предоставило в лицензирующий орган заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, в связи с чем не была проведена процедура периодического подтверждения соответствия таким требованиям;
- направило необходимое заявление о периодическом подтверждении лицензионным требованиям, но провести его невозможно и (или) невозможно провести контрольные (надзорные) мероприятия, в ходе которых проверяется такое соответствие.
- Не устранило грубые нарушения лицензионных требований, выявленных лицензирующим органом в рамках периодического подтверждения соответствия таким требованиям;
- деятельность приостановлена за грубое нарушение лицензионных требований на основании постановления о назначении данного административного наказания.
Лицензия на работы с металлоломом может быть аннулирована (прекращена):
- на основании решения суда, если лицензирующий орган подал соответствующее заявление;
- предприятие или ИП прекратило осуществление лицензируемой деятельности и подало соответствующее заявление в лицензирующий орган;
- физическое лицо прекратило свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- юридическое лицо прекратило свою деятельность и ликвидировано в установленном порядке.
Сведения о приостановлении действия и об аннулировании лицензии вносятся в реестр лицензий.