Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности

14.11.2023
0
Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности – это важная процедура, которую в 2023 году педработники проходят по новым правилам. Как это сделать, какие нюансы учесть, кому и когда можно избежать аттестации, разбираем прямо сейчас.

Что такое аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности?

Это процедура, в ходе которой специальная комиссия оценивает профессиональную деятельность педработника и решает, соответствует ли педагог должности, которую он занимает в настоящее время, или нет. Другими словами, аттестация подтверждает, что педагогический работник полностью отвечает требованиям (по квалификации, полученному дополнительному образованию, навыкам и пр.), которым должен отвечать, находясь на конкретной должности.

С 01.09.2023 аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводят по новым правилам. Они установлены в разделе II Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 24.03.2023 N 196 (далее – Порядок N 196).

Аттестация педработников на соответствие занимаемым ими должностям – это один из видов аттестации, который предусмотрен Порядком N 196. Второй вид аттестации педагогических работников, которую проводят по их желанию, – это аттестация на конкретную квалификационную категорию.

Статья по теме: Новый порядок аттестации на квалификационную категорию

Как часто проводится аттестация педработников на соответствие занимаемой должности?

Аттестация на соответствие занимаемой должности педработника проводится один раз в 5 лет.

Если педработник прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности до 01.09.2023, следующую аттестацию этого работника работодатель проводит не раньше, чем пройдут 5 лет со дня принятия решения о предыдущей аттестации.

Порядок N 196 не предусматривает внеочередного проведения аттестации. Более того, внеочередная аттестация запрещена даже тогда, когда на педагогического работника жалуются.

В таких случаях работодатель может применить к работнику, который выполняет свои трудовые обязанности плохо или вообще не выполняет их, дисциплинарные взыскания - замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Такие разъяснения содержатся в вопросах 8, 10 Приложения к Письму Минпросвещения России N 08-1510, Общероссийского Профсоюза образования N 394 от 17.08.2023.

Кто проводит аттестацию педработников на соответствие занимаемой должности?

Занимаются аттестацией специальные комиссии, которые называются аттестационными.

Их формирует сама образовательная организация, которая аттестует педработника на соответствие должности.

То есть данный вид аттестации проводится внутри организации, где трудится педагогический работник.

Какие педработники подлежат аттестации на соответствие занимаемой должности?

Аттестацию должны проходить педагогические работники (кроме тех, кто относится к профессорско-преподавательскому составу), которые замещают определенные должности.

Их перечень содержится в подразделе 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Эта Номенклатура утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225.

В список должностей педработников, которые подлежат аттестации, входят следующие:

  • воспитатель, старший воспитатель,
  • инструктор-методист, старший инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физкультуре,
  • концертмейстер, музыкальный руководитель,
  • логопед,
  • мастер производственного обучения,
  • методист, старший методист,
  • педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог,
  • преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности,
  • руководитель физического воспитания,
  • советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями,
  • старший вожатый,
  • тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель,
  • тьютор,
  • учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Для проведения аттестации не имеет значения, как именно педработник занимает должность – по основному месту работы или по совместительству (внешнему или внутреннему).

Аттестации подлежат и те педагогические работники, которые занимают одну из перечисленных должностей в той же образовательной организации:

  • наряду с работой, которая определена трудовым договором, или
  • наряду с работой руководителем организации, его заместителем, другим работником.

Кто имеет право не проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности?

Есть категории педагогических работников, которым не надо проходить аттестацию вообще или надо, но позже, после наступления определенных обстоятельств. Таких категорий педработников шесть, и они перечислены в п. 22 Порядка N 196 - разберемся детально.

Бланки: Положение об аттестации педагогических работников

Итак, аттестацию не проходят:

  1. педагогические работники, у которых есть квалификационные категории – здесь достаточно иметь хотя бы одну: первую, высшую, категорию «педагог-методист» или категорию «педагог-наставник»,
  2. педагогические работники, которые проработали в занимаемой должности меньше 2 лет в той образовательной организации, в которой проводят аттестацию,
  3. беременные педагогические работники,
  4. педагогические работники – женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам – их можно аттестовывать не раньше, чем через 2 года после выхода из этого отпуска,
  5. педагогические работники, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет – их аттестацию проводят также спустя 2 года после выхода из этого отпуска или позже,
  6. педагогические работники, которых не было на рабочем месте больше 4 месяцев из-за болезни – их можно аттестовать на соответствие должности по истечении 1 года после их выхода на работу.

Может ли педработник отказаться от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности?

Законное право не проходить аттестацию есть только у тех педагогических работников, которые названы в п. 22 Порядка N 196 – о них мы уже говорили выше.

Все остальные не имеют права отказываться от прохождения данного вида аттестации, то есть должны ее проходить. Отказ от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности является дисциплинарным проступком.

За него педагогическому работнику грозит дисциплинарное взыскание: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям (вопрос 7 Приложения к Письму Минпросвещения России N 08-1510, Общероссийского Профсоюза образования N 394 от 17.08.2023).

Процедура аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности

В процедуре аттестации педработников на соответствие занимаемой должности условно можно выделить несколько этапов:

  1. подготовительный этап,
  2. непосредственно проведение заседания аттестационной комиссии,
  3. завершающий этап.

Сейчас подробно расскажем о каждом из них.

Подготовительный этап процедуры аттестации

Этот этап включает следующие действия:

Бланки: Приказ об аттестации
  • формирование аттестационной комиссии,
  • издание распорядительного акта со списком педработников и графиком их аттестации,
  • подготовка представления на каждого педработника, которому предстоит аттестация.

Формирование аттестационной комиссии

Подготовительный этап аттестации начинается с того, что работодатель на основании своего распорядительного акта (например, приказа) формирует аттестационную комиссию из числа работников образовательной организации.

В комиссии должно быть не меньше 5 человек, включая:

  • председателя,
  • заместителя председателя,
  • секретаря,
  • членов комиссии.

Если в организации есть профсоюз, в состав комиссии непременно должен войти его представитель, если нет – представитель другого представительного органа работников.

Важно! В состав аттестационной комиссии запрещено включать руководителя образовательной организации (п. 7 Порядка N 196).

Издание распорядительного акта со списком педработников и графиком аттестации

Дальше работодатель издает распорядительный акт (им может быть и приказ), в котором содержится:

  • список педагогических работников, подлежащих аттестации,
  • график проведения аттестации.

Работодатель знакомит с этим распорядительным актом под подпись каждого педработника, которого он касается. Это делается в срок не меньше чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации конкретного работника по графику.

Подготовка представления на каждого аттестуемого педработника

Потом на каждого педработника, которому предстоит аттестация, работодатель готовит специальный документ – представление и вносит его в аттестационную комиссию.

Важно! Представление – это единственный документ, на основании которого педагогического работника имеют право аттестовывать на соответствие занимаемой должности. Проходить такую аттестацию по своему желанию, подав заявление, педагогический работник не имеет права (вопрос 12 Приложения к Письму Минпросвещения России N 08-1510, Общероссийского Профсоюза образования N 394 от 17.08.2023).

Представление должно содержать следующие сведения о педагогическом работнике:

  • ФИО,
  • наименование должности на дату проведения аттестации,
  • дата заключения трудового договора по этой должности,
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки,
  • информация о получении дополнительного профобразования по профилю педагогической деятельности,
  • результаты предыдущих аттестаций - только в случае, если они уже проводились,
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка результатов профдеятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, которые он несет согласно трудовому договору.

Работодатель должен ознакомить педработника с представлением под подпись не позже чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. Если работник по каким-то причинам отказывается знакомиться с этим документом, работодатель в присутствии как минимум 2 других лиц оформляет акт. В акте должны стоять подписи работодателя и этих лиц.

Педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность и не отражены в представлении. Речь идет о сведениях за период с даты предыдущей аттестации или с даты поступления на работу, если работника раньше не аттестовывали.

Проведение заседания аттестационной комиссии

Заседание комиссии считается правомочным, если на него пришли не меньше 2/3 от общего числа членов комиссии.

Педработник также участвует в заседании комиссии. Это общее правило, от которого в некоторых случаях можно отступать (п. 13 Порядка N 196).

Если в день проведения аттестации работник не пришел на заседание комиссии, работодатель выясняет причины его отсутствия. Если они уважительные, аттестацию переносят на другую дату. Для этого в график аттестации вносят изменения и знакомят с ними работника под подпись минимум за 30 календарных дней до новой даты аттестации.

Если педработник не явился на заседание комиссии без уважительной причины, аттестацию проводят без него.

Принятие решения аттестационной комиссией

Аттестационная комиссия:

  • рассматривает представление работодателя, а также дополнительные сведения педработника, которые характеризуют его профдеятельность (если он их представлял),
  • принимает решение о соответствии работника занимаемой должности или о его несоответствии ей.

Для принятия решения члены комиссии голосуют. Работника признают соответствующим должности, если за принятие такого решения отдали свои голоса половина или больше половины членов комиссии, которые присутствуют на заседании.

Когда работник не участвует в заседании аттестационной комиссии, она принимает решение открытым голосованием большинством голосов членов, которые присутствуют на заседании.

Если аттестацию проходит педработник, который является членом комиссии, он не голосует по своей кандидатуре (п. 16 Порядка N 196).

Решения аттестационной комиссии, если у педработника нет нужной профильной подготовки или достаточного стажа работы

Бывает, что у педработника нет образования, соответствующего профилю его педагогической деятельности, то есть образования по профилю работы (по направлению подготовки).

Само по себе это не является основанием для того, чтобы комиссия признала педагогического работника не соответствующим занимаемой должности. Если работодатель в представлении дал положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профдеятельности работника, его вполне могут признать соответствующим занимаемой должности, даже если у него нет профильного образования.

На это указано в вопросе 13 Приложения к Письму Минпросвещения России N 08-1510, Общероссийского Профсоюза образования N 394 от 17.08.2023. 

Про ситуацию, когда аттестуемый работник не имеет специальной подготовки или стажа работы, говорится в п. 23 Порядка N 196. В этом случае аттестационная комиссия может рекомендовать работника для назначения на соответствующую должность - при условии, что у работника достаточно практического опыта и компетентности, и он качественно и в полном объеме выполняет возложенные на него должностные обязанности.

Завершающий этап процедуры аттестации на соответствие должности

Если педагогический работник присутствует на заседании комиссии, результаты аттестации ему сообщают сразу после подведения итогов голосования.

Дальше составляют протокол аттестации и делают выписку из него на каждого педагогического работника, который прошел аттестацию.

Протокол аттестации педагогических работников

Результаты аттестации педработников заносят в протокол (п. 19 Порядка N 196).

Его должны подписать председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, которые присутствовали на заседании.

Протокол хранится у работодателя:

  • вместе с его представлениями на каждого работника, которые он вносил в комиссию,
  • вместе с дополнительными сведениями о профдеятельности, которые педагогические работники сами подавали в комиссию.

Выписка из протокола аттестации педагогических работников

После того как педработник прошел аттестацию, секретарь аттестационной комиссии в течение 2 рабочих дней со дня аттестации составляет выписку из протокола.

В ней указывают следующие сведения:

  • ФИО аттестуемого,
  • наименование его должности, по которой проводили аттестацию,
  • дата заседания аттестационной комиссии,
  • результаты голосования аттестационной комиссии,
  • решение, принятое аттестационной комиссией.

Работодатель знакомит педработника с выпиской из протокола под подпись в течение 3 рабочих дней после ее составления. Выписку хранят в личном деле работника. А вот в трудовую книжку и (или) в сведения о трудовой деятельности сведения об аттестации педработника на соответствие занимаемой должности не вносят.

Важно! Педагогическим работникам следует помнить: они могут обжаловать результаты аттестации, которые их не устроили (п. 21 Порядка N 196). 

Сколько действует аттестация педработников на соответствие занимаемой должности?

По общему правилу, результаты аттестации действуют в течение 5 лет, но только в той образовательной организации, которая аттестовывала педагогического работника. Это объясняется тем, что аттестационные комиссии каждой образовательной организации проводят аттестацию самостоятельно.

Так что учтите: результаты аттестации педработника на соответствие занимаемой должности в одной образовательной организации не распространяются при переходе в другую образовательную организацию.

Однако по новому месту работы работодатель может назначить проведение аттестации педагогического работника не раньше чем через 2 года со дня, с которого он приступил к работе. Такие разъяснения приведены в письме Минпросвещения России N 08-1510, Общероссийского Профсоюза образования N 394 от 17.08.2023 (вопрос 18 Приложения к письму).

***

Итак, аттестация на соответствие занимаемой должности для педагогов обязательная и проводится раз в 5 лет. Проводит аттестацию непосредственно образовательная организация, которая создает для этого специальную комиссию.

Специализация: Эксперт в юридической тематике

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.