Организация и особенности ведения учета в общепите
К общепиту относятся не только столовые, кафе и рестораны, но и закусочные, бары, буфеты, кулинарии, кафетерии (ГОСТ 30389-2013). Процесс ведения налогового учета в общепите традиционно зависит от выбранной системы налогообложения. В сфере общепита могут работать не только юридические лица, но и предприниматели – общережимники и упрощенцы.
В большинстве случаев выбирается УСН, чтобы избежать налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и на имущество. Упрощенцы ведут Книгу учета доходов и расходов (КУДиР), на основании которой исчисляют сумму единого налога.
Что касается бухгалтерского учета, его необходимость напрямую зависит от организационно-правовой формы. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенку, освобождаются от обязанности вести бухучет при условии, что ведут КУДиР (письмо Минфина РФ от 20.05.2015 № 03-11-11/28947). Для организаций же таких послаблений нет: им приходится вести бухучет даже на упрощенке (ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
В общепите бухгалтерский учет имеет свою специфику. В заведениях такого типа одновременно ведется разноплановая деятельность – производство, торговля, обслуживание, а иногда и развлекательная программа.
При этом какой-то особой технологии ведения учета не предусмотрено, потому как отдельной нормативки под общепит законодательство не разработало. Но поскольку в учете задействовано сразу несколько сфер деятельности (производство и торговля), предприятие вправе разработать наиболее удобный алгоритм ведения учета, опираясь на различные инструкции и методики, не противоречащие закону (письмо Минфина РФ от 29.04.2002 № 16-00-13/03). Однако это не значит, что учет в ресторане ведется так же, как в магазине. Все же в сфере общепита есть ряд особенностей.
Складской учет в общепите
Известно, что товарно-материальные ценности перемещаются между структурными подразделениями предприятия. В зависимости от специфики деятельности организация общепита выделяет кухню, склад, торговый (гостевой) зал, бар и развлекательную зону.
У работающей столовой (кафе, ресторана) ТМЦ тоже постоянно перемещаются из одного подразделения в другое. Например, в процессе приготовления блюда сырье со склада перейдет на кухню, а затем в готовом виде поступит в торговый зал для продажи.
В общепите бухучет на складах осложнен тем, что одна и та же ценность одновременно может быть сырьем и товаром. В качестве примера приведем пакетированный сок, который может выступать как сырьем для приготовления коктейлей в баре, так и товаром, если в чистом виде продается гостям.
Обычно для сырья продукты закупаются большими объемами. Например, сок придет в пятилитровых банках. На продажу они не всегда уместны. Особенно если сок продают детям в игровой комнате. В таких случаях гости выбирают пакеты небольшого объема – 0,2 или 0,5 л.
Учет продуктов в общепите
Учет продуктов в общепите (сырья и товаров) ведется отдельно. Если сок поступил как сырье, банки учтут на счете 10 «Материалы» по общему литражу. Когда он поступит для продажи, будет считаться товаром и отразится на счете 41 «Товары» поштучно.
Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019, товарно-материальные ценности учитываются по фактической себестоимости: цена поставщика + дополнительные расходы. К последним можно отнести доставку, за которую организация тоже заплатила деньги.
В дальнейшем сырье направляется на производство (на кухню), а товары – в торговый зал. Передача ценностей со склада оформляется накладной на внутреннее перемещение. Для этого можно использовать унифицированные бланки, например ТОРГ-13 или собственноручно разработанный фирменный бланк. После передачи ТМЦ ответственность за сырье ложится на работников кухни или барменов, если речь идет о товарах.
Проводки бухгалтерского учета для организаций общепита-таблица
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
Поступило сырье от поставщика на склад | 10 | 60 |
Поступили товары от поставщика на склад | 41 | 60 |
Сырье (товары) закуплены подотчетным лицом | 10 (41) | 71 |
Оплачены услуги по доставке сырья (товаров) | 10 (41) | 60 |
Отражен (выделен) входящий НДС | 19 | 60 (71) |
Учет продаж в общепите и выпуска готовой продукции
Предприятия общепита самостоятельно изготавливают продукты из сырья и полуфабрикатов, которые закупались у поставщиков. А некоторые и полуфабрикаты делают сами. Сырье, которое со склада передано на кухню, нужно списать в производство (Дт 20 Кт 10). Однако стоимость готовой продукции складывается не только из затрат на сырье. Сюда войдут и другие расходы предприятия при покупке сырья:
- на топливо и энергию;
- оплату труда персонала и страховых взносов за него;
- содержание и эксплуатацию оборудования;
- общехозяйственные и общепроизводственные расходы;
- амортизацию основных средств и т. д.
Бухгалтерский учет на предприятиях общепита - таблица
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
Отражены расходы предприятия на изготовление блюда | 20 | 10, 41, 43, 70, 69, 02 |
Выпущена продукция | 43 | 20 |
Получена выручка от реализации продукции | 50, 62 | 90/1 «Выручка» |
Списана себестоимость готовой продукции и товаров | 90/1 "Себестоимость продаж" | 20, 41, 43 |
Отражены расходы на продажу продукции | 44 | 10, 70, 69, 60 |
Списаны расходы на продажу продукции | 90 | 44 |
Получена прибыль по итогу месяца | 90/9 «Прибыль / убыток от продаж» | 99 |
Учет молочной продукции в общепите
Кроме общих правил учета для молочной продукции обязательно нужно вести учет в системе "Честный ЗНАК", т.е. отмечать поступление товара в системе и его выбытие через кассу.
Статья по теме: Какие товары подлежат обязательной маркировке