Жалоба в ФАС по 44-ФЗ

22.07.2022
0
В ходе проведения закупок государственными и муниципальными органами у участников конкурса могут возникнуть претензии к заказчику. Если по мнению потенциальных поставщиков их права нарушены, у них есть возможность подать жалобу в ФАС. Утвержденного формата для такого обращения нет, но при его оформлении нужно руководствоваться действующими законодательными требованиями. Для подачи жалобы используют электронный сервис ЕИС.
Образец жалобы в ФАС по 44-ФЗ
Проверено экспертом

При каких обстоятельствах возможна подача жалобы в фас по 44-ФЗ

Участвующие в процедуре закупок субъекты наделены правом обжаловать любые противоправные действия заказчика (ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ). На практике основаниями для жалобы могут быть:

  • Не предусмотренные в законах требования к поставщику в части наличия лицензий, сертификатов на товар или его соответствие стандартам;
  • Объединение в одной заявке технически и функционально не связанных товаров, услуг, работ;
  • Отказ инициатора закупки от заключения договора.

Важно! Жалобу в ФАС по итогам оценки квалификации представителей исполнителя, качества, функциональности, экологичности предлагаемого товара в конкурсной заявке подавать нет смысла. Эти претензии рассматривают только в суде.

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: сроки подачи

Подавать жалобу в ФАС можно в течение всего периода отбора поставщика, но не позднее чем через 5 дней после даты размещения в ЕИС итогового протокола конкурса или аукциона. При этом есть особенности для предъявления претензий в отдельных случаях:

  • Обращения по документации или извещениям по закупке подают до завершения срока приема заявок;
  • Жалобу на поведение заказчика после завершения приема заявок, может направить только подавший заявку поставщик;
  • Претензию, связанную с контрактом после его подписания, можно отправить не позднее даты его подписания. Заявителем в этом случае выступают субъекты, с которыми заключают договор или признанные уклонившимися от его подписания.

Важно! Обращение с претензиями подают в ФАС на каждую отдельную закупку, даже если условия их схожи или идентичны.

Порядок составления и пример жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Внимание! Подать жалобу в ФАС в связи с нарушениями при проведении государственных или муниципальных закупок можно только в электронном виде через систему ЕИС.
Исключение из этого правила возможно при проведении закрытых конкурсов, а также закупок по ст. 111 и 111.1 Закона N 44-ФЗ. В этом случае жалобу оформляют письменно без применения системы ЕИС.

В заявке указывают следующую информацию:

  • Данные об участнике конкурса на основании данных ЕИС;
  • Идентификационный код закупки;
  • Данные заказчика, действия которого обжалуют;
  • Описание действий, которые участник закупок посчитал незаконными, обоснование своей позиции;
  • В случае применения в конкурсе требования ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ нужно указать номер реестровой записи по контрактам, заключенным по специальной цене в соответствии с указанным пунктом.

Важно! Жалобу подписывают ЭЦП лица, уполномоченного участником конкурса (аукциона).

Помимо самого заявления, к нему прикладывают документы, доказывающие позицию заявителя. Если обращение подают на единственного поставщика по закупке, то его составляют без применения ЕИС в печатной или электронной форме. Заявку передают лично, через сайт ФАС, Госуслуг, пересылают курьером или почтой.

Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ

Жалоба оформляется непосредственно в ЕИС с помощью специальной формы, в которую заносятся данные о закупке и причина подачи жалобы. Посмотрим, как ее оформить.

Пошаговое оформление жалобы по 44-ФЗ в ЕИС госзакупок

Начнем с того, что скопируем в пустой документ номер закупки. Позднее он нам понадобится

Затем переходим в меню подачи жалобы, нужно выбрать его во вкладке слева.
Из общего меню жалобы переходим на создание новой жалобы (верхний правый угол страницы).
Наконец открывается форма жалобы. Начинаем вносить в нее сведения: выбираем, что будем обжаловать, а затем указываем, какие нормы закона 44-ФЗ нарушены.
Пришла пора идентифицировать жалобу для ЕИС – укажите заранее скопированный номер закупки. Остальные данные загрузятся автоматически из ЕИС.

Далее нужно выбрать, в какой орган направить жалобу. Обычно это региональное управление ФАС России

Документы, подтверждающие доводы жалобы или полномочия на ее подачу можно загрузить на кнопке «Документы».
Что происходит с электронной жалобой после подачи

При формировании жалобы в системе ЕИС она автоматически заносится в специальный электронный реестр и передается на рассмотрение ФАС. Исключением будут случаи:

  • Отсутствия регистрации в ЕИС;
  • Электронный документ составлен с нарушением обязательных требований к его оформлению;
  • В рамках конкурса установлено требование об отсутствии заявителя в реестре недобросовестных поставщиков, а заявитель упомянут в нем.
Бланки: Образец ответа в ФАС на жалобу

Все сведения о ходе рассмотрения обращения отображают в реестре. Так в течение 2 дней после даты подачи жалобы в ЕИС отображают информацию о ее принятии к рассмотрению или об отказе. Также заявителя известят о дате заседания ФАС по рассмотрению обращения, при желании он может присутствовать на нем.

Отозвать жалобу допустимо до даты принятия ее к рассмотрению по существу. Для этого в ЕИС нужно оформить электронную заявку на отзыв. Ее также подписывают ЭЦП. После того как обращение отозвано, подать его снова по этому же поводу нельзя.

Итоги

Жалобу в ФАС по Закону 44-ФЗ передают в большинстве случаев электронно через портал ЕИС. В обращении обязательно указывают предусмотренные законодательно реквизиты. Жалобу фиксируют в электронном реестре ЕИС, где отслеживают процесс ее рассмотрения и знакомятся с окончательным решением ФАС.