Должностная инструкция социального педагога

11.05.2022
0
Профессия социального педагога связана с воспитанием подрастающего поколения в начальной и средней школе, обучением его поведению в обществе, адаптацией к окружающей среде. Такой специалист занимается развитием мировоззрения учеников, разрешением возникающих у них со сверстниками, родителями, педагогами конфликтов. Социальный педагог влияет на набор жизненных ценностей, прививаемых детям, особенно в дошкольных воспитательных учреждениях. Перечень его функций, знаний, умений закрепляется в должностной инструкции.
Образец должностной инструкции социального педагога
Проверено экспертом

Список должностных функций социального педагога

Основная функция социального педагога, это преподавание. Но нельзя сказать, что он обучает какой-то прикладной дисциплине. Его основная задача, это показать ученикам, как правильно вписаться в общество, разрешать конфликты, общаться внутри коллектива, каких принципов придерживаться. Список должностных обязанностей социального педагога включает:

  • Реализацию системы мероприятий по воспитанию, образованию, социальному развитию и защите личности детей в учебных заведениях;
  • Изучение личных особенностей учащихся, выявление их интересов, конфликтов, возникающих сложностей, оказание им помощи и поддержки;
  • Выполнение посреднических функций между учениками, родителями, педагогами образовательного учреждения, соцслужбами, государственными ведомствами;
  • Определение задач, методов, форм социально-педагогической работы с учащимися, подходы к разращению проблем личного и социального характера, с учетом последних достижений в области образовательных технологий;
  • Принятие мер к социальной защите личности, прав и свобод обучающихся, проведение работы по реализации социальных инициатив, проектов, программ для детей и родителей;
  • Содействие гуманной, здоровой атмосфере в коллективе учреждения, создание безопасных и комфортных для личности условий обучения;
  • Организация различной деятельности учащихся в соответствии с их интересами, развитие мотивации к труду, стимулирование детей к самоорганизации;
  • Помощь с трудоустройством, адаптацией, получением пособий, стипендий детям-сиротам, оставшихся без попечения родителей;
  • Взаимодейе с преподавателями, родителями, попечителями, соцслужбами, молодежными объединениями, благотворительными фондами для оказания помощи нуждающимся, в том числе, детям с ограниченными возможностями, девиантным поведением, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • Участие в работе педагогических и методических советов, организации родительских собраний и различных общественных мероприятий.

Это базовый перечень трудовых функций социального педагога, который может быть расширен исходя из типа образовательного учреждения: детский сад, интернат, школа, детский дом.

Должностная инструкция социального педагога по профстандарту

Для образовательных учреждений использование профессиональных стандартов обязательно. Должностная инструкция всегда включает положения стандарта. Для социального педагога, это профстандарт «Специалист в области воспитания» (утв. Приказом Минтруда России от 10.01.2017 № 10н). Он содержит требования к образованию, квалификации опыту, навыкам такого сотрудника. В части образования социальному педагогу обязательно требуется:

  • наличие профильного высшего или среднего профессионального образования;
  • наличие высшего или среднего профессионального и дополнительного профильного образования.

Требований к опыту стандарт не содержит. Также работник не должен иметь судимостей. Перечень необходимых знаний и умений приведен в таблице.

Знания

Умения

  • Нормативные акты в области защиты прав, образования, воспитания детей, а также регламентирующие социальную работы с молодежью акты;
  • Методики социально-педагогической диагностики, оценки жизненной ситуации, определения их потребностей;
  • Перечень возможных действий для социально-педагогической поддержки учащихся, защиты их прав в процессе обучения;
  • Порядок формирования социальных компетенций у учащихся, способы оказания помощи в адаптации, освоении роли в обществе;
  • Методы проектирования и планирования социальной и личностно значимой деятельности, организации мероприятий в свободное время учащихся;
  • Формы и методы социально-педагогической поддержки учащихся в сложных жизненных условиях, профилактической работы с детьми из неблагоприятных социальных групп, а также теми, кто имеет девиантное поведение;
  • Требования федеральных стандартов к организации воспитания.
  • Отбор подходов к оценке жизненной ситуации подопечных и способность применять их на практики для выявления потребностей учащихся;
  • Выбирать необходимые меры социально-педагогической поддержки, способы защиты прав учащихся и применять их на практике;
  • Разрабатывать программы социальной адаптации, формирования социальной компетенции;
  • Проводить профилактику девиантного поведения учащихся, разрабатывать меры их социальной адаптации;
  • Разрабатывать мероприятия по организации досуга учащихся;
  • Создавать информационно-методические материалы по социально-педагогической поддержке учеников, для родителей и преподавателей;
  • Осуществлять проектирование образовательного процесса в соответствии с действующими федеральными стандартами.

Код профессиональной деятельности социального педагога

По итогам приема, перевода, увольнении социального педагога учреждения передают в ПФ РФ отчетность по форме СЗВ-ТД. В ней необходимо указать код трудовой функции согласно "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст). Для социального педагога эту информацию можно взять непосредственно из классификатора или профстандарта (в нем она тоже указана). В зависимости от того, в образовательном учреждении какого уровня занят работник применяются следующие коды педагогических работников:

  • 2330 – для средних школ;
  • 2341 – для учреждений начального образования;
  • 2342– для детских садов.

Их следует обязательно использовать при формировании сведений о трудовой деятельности для ПФ РФ.

Примерная структура должностной инструкции социального педагога

Должностные инструкции составляются кадровыми подразделениями с привлечением руководителей и заинтересованных специалистов. Утверждаются директором учебного заведения. Типовой формы такого документа нет, он формируется произвольно, с учетом следующей примерной структуры разделов:

  • Общие положения с требованиями к образованию, квалификации, опыту;
  • Функции работника;
  • Должностные обязанности;
  • Права работника;
  • Ответственность сотрудника;
  • Заключительные положения.

Работника знакомят с инструкцией при поступлении на работу под роспись. Также необходимо знакомить сотрудника с ней повторно в случае в несения в нее каких-либо изменений.

Итого

Должностные инструкции составляются образовательными учреждениями самостоятельно с учетом положений профстандарта. Утверждает локальный акт с требованиями к образованию, квалификации, опыту, должностным функциям сотрудника руководитель учреждения. Все сотрудники знакомятся с должностной инструкцией под роспись.