Акт проведения выездной налоговой проверки

21.08.2021
0
Проверка деятельности бизнеса контролирующими органами — это головная боль для предпринимателей и компаний. За любое выявленное, даже небольшое нарушение, на виновника часто налагается довольно солидный штраф. Каковы правила составления акта налоговой проверки и как оспорить документ в случае несогласия с вердиктом налоговиков, читайте ниже.
Бланк акта выездной налоговой проверки
Проверено экспертом

Оформление результатов налоговой проверки

Налоговики по окончанию выездной проверки выдают справку. Ее основная цель — подтвердить, что контроль был выполнен. После этого проверяющие анализируют полученные данные и составляют акт.

Основные правила документального оформления ревизии регламентированы нормами ст. 100 Налогового кодекса РФ.

Содержание акта выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки состоит из 3 частей: вводной, основной и итоговой. В первой части сотрудники органа ФНС, проводившие проверку, указывают базовую информацию о своем визите и организации, которую посещали. Обязательные реквизиты вводной части следующие:

  • номер и дата составления акта;
  • место, в котором проводился анализ деятельности;
  • наименования должностей, ФИО членов комиссии;
  • номер и дата вынесения решения о проведении контрольного визита;
  • наименование организации либо ФИО предпринимателя, а также другие реквизиты подконтрольного субъекта (например, ОГРН, ИНН и т. д.);
  • период, за который проводится проверка предприятия;
  • название налога или сбора, по которым была проведена проверка;
  • дата начала и окончание проверки;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, которые были проведены (например, были истребованы документы у контрагента подконтрольного лица).

В основной (описательной) части излагается информация о выявленных в ходе посещения нарушениях. Каждая проблема в расчетах между налоговой инспекцией и предпринимателем (компанией) квалифицируется согласно нормам действующего законодательства. По каждому факту нарушения прописывают:

  • вид нарушения, способ его совершения и период, к которому он относится;
  • квалификацию нарушения со ссылками на нормы налогового законодательства;
  • информацию о документах, которые подтверждают все нарушения, например ссылки на первичные бухгалтерские документы, на сведения, которые получены от третьих лиц - банков, контрагентов. 
  • оценку количественным и суммовым расхождениям между данными декларации и фактическими данными, которые установлены в ходе проверки. Такие расчеты могут быть включены в акт или приложены к нему;

Кроме того в описательной части указывают:

  • обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность (при их наличии); 
  • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (при их наличии).

Итоговая часть содержит следующие данные:

  • предложения о привлечении к налоговой ответственности проверяемого;
  • предложения по устранению выявленных нарушений;
  • данные проверяющих.

Форма акта утверждена приложением № 27 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Срок составления акта

Согласно нормам ст. 100 НК РФ представители проверяющей стороны должны составить акт представителям организации, где была выездная контрольная проверка, в течение двух календарных месяцев с момента составления справки о проведенной проверке. Например, визит состоялся 4 апреля 2021 года. Крайняя дата формирования акта — 4 июня 2021 года. В течение пяти рабочих дней с момента составления акта его передают лицу, в отношении которого была проведена проверка.

Как оспорить акт?

Согласно нормам п. 6 ст. 100 НК РФ ИП или ЮЛ, в отношении которых проводилась выездная проверка местными органами ФНС, имеет право подать возражения на полученный акт. Срок передачи документа — 1 месяц после получения на руки оспариваемого акта. Алгоритм формирования возражения в письменной форме следующий:

  • ознакомление с актом и анализ обоснованности выставленных претензий, а также законности советов налоговых инспекторов для устранения проблем;
  • самостоятельный анализ бухгалтерских документов, в которых выявлены проблемы;
  • поиск законодательной базы, подтверждающей правоту компании;
  • подготовка обоснованных возражений и изложение их в письменной форме;
  • подача документа вместе с бумагами, подтверждающими ошибочность утверждений в акте, лично в канцелярию налоговой инспекции либо заказным письмом.

После получения претензии представители органа ФНС рассматривают возражения и принимают решение по данным фактам. 

Наиболее частые нарушения, фиксируемые в акте

В ходе проверок, особенно внеплановых, контролерам из налоговой инспекции удается выявить такие факты, с помощью которых предприниматели уменьшали налоговую базу:

  • занижение размера выручки;
  • увеличение расходов компании;
  • механические и технические ошибки в процессе заполнения отчетности.

Акт выездной проверки — это документ, в котором указываются выявленные нарушения и замечания, а также предоставляются конкретные рекомендации с целью недопущения подобных нарушений в будущем.