Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

07.09.2021
На сегодняшний день понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Согласно статистике, около 26 % сделок по продаже франшизы заключается без составления соответствующего договора. Это является нарушением законодательства, т. к. франчайзинг подразумевает передачу прав на пользование торговой маркой. Информацию о том, что делать в таких случаях и как правильно оформить сделку, можно найти в данной статье.
Бланк договора франчайзинга (коммерческой концессии)
Проверено экспертом

Чем регулируются отношения?

Так как договор франчайзинга не предусмотрен законодательством РФ, для оформления сделок данного типа используется договор концессии. Оба эти понятия являются синонимами по отношению друг к другу.

Справка. «Франчайзинг» — это термин, который применяется за рубежом. Он не адаптирован к российским законам и используется для упрощенного общения. Вместо него в юридическом языке применяется термин «концессия».

Договор концессии разрабатывается и составляется франчайзером и регулируется ст. 1027 Гражданского кодекса РФ. Предметом соглашения является франшиза — комплекс прав, передающихся правообладателем сторонним лицам на определенных условиях.

В качестве сторон договора выступают франчайзер (продавец франшизы) и франчайзи (покупатель).

Общие положения договора

Согласно договору концессии, одна сторона обязуется передать другой в пользование свои исключительные права за определенное вознаграждение. Данное соглашение может заключаться на установленный срок или быть бессрочным.

Договор концессии состоит из нескольких разделов:

  • общие положения;
  • права и обязанности сторон;
  • вознаграждение за пользование правами;
  • ответственность за нарушение условий договора;
  • форс-мажор;
  • условия изменения или досрочного расторжения договора;
  • порядок разрешения споров;
  • заключительные положения.

Общими положениями договора определяется порядок передачи исключительных прав, их перечень и вид вознаграждения за пользование каждым из них. В документе следует обозначить сферу деятельности, в которой эти права предстоит использовать, а также сроки и территорию.

Здесь же указывается дата вступления соглашения в силу и период его действия. Обязательно требуется указать сведения о необходимости регистрации договора в Роспатенте.

Внимание! При отсутствии хотя бы одного из важных пунктов соглашения в проведении процедуры регистрации договора в Роспатенте может быть отказано.

Права и обязанности сторон необходимо описать в документе максимально подробно с указанием их объема, срока действия и территории распространения. Важно также включить в текст соглашения пункты о неразглашении секретов производственного процесса и соблюдении стандартов качества товаров и услуг.

В договоре необходимо четко указать вид вознаграждения (роялти, паушальный взнос), его размер, сроки и порядок выплат, а также случаи, в которых существует возможность уменьшения данных сумм.

Следует также определить размер и порядок удержания неустойки за нарушение сроков выплат, предоставления документов и информации и в других случаях несоблюдения условий соглашения как одной, так и другой стороной.

Важно указать перечень обстоятельств, которые в случае их наступления будут считаться обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором), вследствие чего стороны могут быть освобождены от выполнения своих обязательств.

Необходимо прописать порядок внесения изменений в договор и условия его досрочного расторжения. При этом следует учитывать, что результаты данных действий должны быть зарегистрированы в Роспатенте.

Далее следует указать порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами. Обычно данная процедура состоит из следующих этапов:

  1. Проведение двусторонних переговоров.
  2. Решение спора в претензионном порядке.
  3. Подача искового заявления в арбитражный суд.

Важно определить, в каком виде будет составлена претензия, способ ее передачи другой стороне, сроки выполнения требований, а также перечень возможных действий в случае оставления данной претензии без исполнения.

В завершение необходимо указать контакты сторон и перечень приложений и дополнений к договору.

Какие риски несет использование договора франчайзинга?

Франчайзинг предполагает ведение бизнеса несколькими субъектами предпринимательской деятельности под одним товарным знаком. Все участники разделены по каким-либо признакам, например, по территории, масштабу выполняемых работ и т. д. При этом они имеют много общего: вывеску, маркетинговые стратегии, технологии и т. д.

Это привлекает внимание налоговых органов, которые предполагают, что франшиза используется исключительно для искусственного дробления бизнеса.

Внимание! Суд во многих случаях признает в действиях участников концессионного договора наличие факта налоговых злоупотреблений.

Поводом для возникновения подозрений у контролирующих органов служат также суммы вознаграждения, поступающие на счет правообладателя от франчайзи. На основании экспертизы определяется рыночная цена сделки. При обнаружении несоответствия суммы вознаграждения данной цене возможны штрафы и доначисления.

Как заключить соглашение, чтобы минимизировать риски?

С целью минимизации рисков при заключении договора рекомендуется принять следующие меры:

  1. Создать такую модель франшизы, которая была бы привлекательна для субъектов предпринимательской деятельности. Кроме права пользования товарным знаком рекомендуется предложить услуги по обучению персонала, внедрению на складах франчайзи системы хранения товаров, разработанной правообладателем, разместить контакты всех точек, открытых по франшизе, на официальном сайте компании и т. д.
  2. Опубликовать объявление о продаже франшизы в открытом доступе, чтобы каждое заинтересованное лицо могло воспользоваться данным предложением. Желательно заключить договор не с одним франчайзи, а с двумя и более.
  3. Обеспечить полное отсутствие взаимозависимости сторон договора, например, исключив возможность аренды помещения правообладателя владельцами франшизы.
  4. Соблюдать соответствие стоимости сделки ее рыночному показателю. Для этого перед заключением соглашения рекомендуется произвести мониторинг цен договоров концессии.
  5. Следить за полным соблюдением сторонами своих прав и обязанностей по договору. В случае их нарушения применять неустойки и штрафные санкции, предусмотренные условиями соглашения.

Итак, в российском законодательстве вместо договора франчайзинга используется договор концессии. Документ состоит из нескольких разделов. В тексте важно как можно подробнее описать все права и обязанности сторон и изложить все нюансы сделки. Готовый договор подлежит регистрации в Роспатенте. При заключении соглашения важно помнить, что налоговые службы особенно тщательно контролируют компании, работающие на условиях франшизы. Поэтому при составлении договора следует учесть ряд важных рекомендаций, приведенных в последнем пункте данной статьи.